В письме от 21.10.2020 № 03-02-07/1/91640 Минфин России очень осторожно затронул тему финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Это не первое письмо финансистов в 2020 году, посвященное вопросу признания распространения коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы в целях налогообложения (для признания ущерба, для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога и др.). Тема неприятная и финансисты стараются всячески обойти ее стороной. Не стало исключением и письмо № 03-02-07/1/91640.
Многие из нас наслышаны о понятии «непреодолимая сила». Она способна отменять договоры и обязательства. Поэтому законодательство подходит к определению непреодолимой силы очень осторожно, чтобы им не пользовались все подряд.
Уходящий 2020 год запомнится нам распространением как самой коронавирусной инфекции, так и ее плачевными последствиями. Являются ли они форс-мажором?
Под форс-мажором подразумевают непреодолимые обстоятельства, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства. Среди таких обстоятельств в законодательстве перечислены стихийные бедствия, военные действия, запретительные меры государства, массовые заболевания и другие препятствия.
Конкретный пример. Из-за пандемии магазины, кафе, рестораны и многие фирмы, в частности, торговые центры закрыли. В них компания (ОКВЭД 58.13 «Издание газет») продавала газеты. Этот вид деятельности вошел в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №434). Из-за введенных ограничительных мер тираж рухнул. Компания задумалась: можно ли считать снижение тиража печатного издания в период пандемии следствием непреодолимой силы? Ведь от ответа на этот вопрос зависит, сможет ли компания воспользоваться мерами господдержки, в том числе в виде отсрочки и снижения страховых и налоговых платежей.
С таким вопросом компания обратилась в Минфин России.
Прямо говоря, финансисты на вопрос не ответили. Они лишь процитировали норму НК РФ (подп. 1 п. 2 ст. 64). Она гласит, что отсрочка или рассрочка может быть предоставлена заинтересованному лицу в случае причинения ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Заключение о наступлении в отношении заявителя обстоятельств непреодолимой силы, и акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, должны быть составлены органом исполнительной власти или МЧС России. Что касается определения обстоятельств непреодолимой силы и их последствий, то это к компетенции Минфина России не относится. Аналогичные ответы содержит также письмо Минфина России от 17.06.2020 № 03-02-07/1/52124.
Хорошо, разберемся сами.
Скажем, в силу Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и приложения к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14, эта организация может выдавать заключение о наличии форс-мажора. Однако указанное заключение может быть расценено судом как мнение специалиста (НКО) и не освобождает ответчика от предоставления дополнительных доказательств. Такой вывод содержит постановление 8 арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу № А46-15913/2019
Да, эпидемии можно квалифицировать как форс-мажор. Форс-мажорные обстоятельства - это такие события, которые «не являются обычными в конкретных условиях и которых нельзя избежать любому участнику гражданского оборота» (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7).
С одной стороны, в письме от 25.03.2020 № 20618/08 Минпромторг России сообщил, что согласно разъяснениям ФАС России и Минфина России распространение новой короновирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы. Указом Мэра Москвы от 14.03.2020 № 20-УМ распространение коронавируса было признано чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством. Во многих других регионах руководство тоже выпустило нормативные акты о признании коронавирусной инфекции форс-мажором.
С другой стороны, в обзоре от 21.04.2020 Президиум ВС РФ указал, что признание распространения новой короновирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует компания. Поэтому существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела.
К примеру, можно ли под предлогом форс-мажора не исполнять обязательства перед контрагентами? Судьи указали, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например:
- отсутствие у должника необходимых денежных средств;
- нарушение обязательств его контрагентами;
- неправомерные действия его представителей.
В общем, короновирус, конечно, событие форс-мажорное, но автоматических последствий не влечет.