Мы получили много комментариев и вопросов на публикацию «Тарифы ЖКХ 2021: мнение экспертов». Мы решили ответить на них в этой статье.
Продление возможности беззаявительного порядка получения субсидий на ЖКУ отдельными категориями граждан
В размещенном материале мы не нашли неточностей в информации или ошибок в цифрах и фактах, указанных нашими экспертами. Полагаем, что чиновники соцзащиты вашего города в отношении назначения субсидии действовали правильно.
Давайте вместе заново просмотрим текст, написанный чуть менее года назад. Но чтобы больше ни у кого (в том числе непосвященных людей) не возникало вопросов, приведем положения нормативных правовых актов, указав их даты и номера. При необходимости вы сможете найти документы по реквизитам и удостовериться в правильности приведенных норм и их изменениях в течение текущего года.
Напомним, что правовые основания предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЖКУ) закреплены в Жилищном кодексе РФ (ст. 159). Полномочие устанавливать Правила предоставления субсидий по ЖКУ (далее - Правила) закреплено за Правительством РФ (п. 7 ст. 159 ЖК РФ). Во исполнение этой нормы Кабинет министров принял Постановление от 14.12.2005 № 761. А совместным приказом Минстроя России и Минтруда России от 30.12.2016 № 1037пр/857 были утверждены методические рекомендации по применению Правил.
В общем порядке граждане, имеющие право на субсидию, должны подавать в органы соцзащиты заявление с приложенными к нему документами (их копиями) (п. 8 Правил). Но в прошлом году в связи с ограничениями, введенными в условиях пандемии коронавируса, власти трижды принимали решение о предоставлении субсидии без заявления. Освежим в памяти хронологию пролонгации беззаявительного порядка.
Впервые можно было без заявления в том же размере получить ранее назначенную субсидию, срок предоставления которой истек в период с 01.04.2020 по 01.10.2020 (постановление Правительства РФ от 29.04.2020 № 604). Второй раз - если срок предоставления субсидии истек в период с 01.10.2020 по 31.12.2020 (постановление Правительства РФ от 19.10.2020 № 1703). Наконец в третий раз можно было без представления заявления и документов получить субсидию, срок представления которой истек в период с 01.01.2021 по 01.04.2021 (постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2391). По истечении указанных сроков пролонгации размер субсидии подлежал пересчету после представления документов в соответствии с разделом II Правил.
Срок предоставления субсидии стек в апреле 2021 года (месяц выходит за рамки продления срока беззаявительной выплаты). В таком случае отказ органа соцзащиты в предоставлении субсидии без заявления и предоставления подтверждающих документов с мая 2021 был правомерным. Если бы срок выплаты субсидии истек до 01.04.2021, тогда бы заявление с прилагаемыми документами Вам подавать не требовалось в течение шести месяцев. Например, субсидия по заявлению с подтверждающими документами была назначена 29.03.2020* сроком на шесть месяцев. Этот срок истек 29.09.2020, что дало возможность пролонгировать выплату субсидии в беззаявительном порядке сначала до 29.12.2020**, а затем до 29.03.2021. Без заявления такую субсидию могли назначить еще раз на следующие шесть месяцев (с 29.03.2021 по 29.09.2021).
________________
*Действие постановления № 420 (п. 4) распространено на правоотношения по предоставлению субсидий на ЖКУ гражданам, являющимся получателями таких субсидий, возникшие с 26.03.2020.
**Действие постановления № 1703 (п. 2) распространено на правоотношения по предоставлению субсидий на ЖКУ гражданам, являющимся получателями таких субсидий, возникшие с 01.10.2020
А что же ждет дальше тех, кто решит воспользоваться социальной помощью на оплату ЖКУ?
Этот вопрос волнует и других читателей, откликнувшихся на январскую публикацию. На этот счет ответим следующее.
Упростить жизнь многим желающим оформить субсидию был призван Федеральный закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ. Он дополнял ст. 159 ЖК РФ частью 7.1, которую прежде планировалось ввести с 01.01.2021. Эта норма устанавливает запрет на требование от граждан документов для принятия решения о предоставлении субсидий органом соцзащиты. По закону чиновников обяжут самостоятельно запрашивать в установленном порядке сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия и которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий.
Но законодатель изменил судьбу срока, в течение которого должен был начать действовать упрощенный порядок. Сначала срок введения дополнения в ЖК РФ был перенесен на 01.07.2021 (ст. 2 Федерального закона от 30.12.2020 № 509-ФЗ), а затем отложен до 01.01.2022 (ст. 3 Федерального закона от 28.06.2021 № 229-ФЗ). Так что ждем наступления нового года и отслеживаем судьбу п. 7.1 ст. 159 ЖК РФ.
Что же касается нормы, смягчающей требования о предоставлении субсидии «хроническим» должникам, то она также была закреплена в ЖК РФ (ч. 5 ст. 159) упомянутым ранее Законом № 442-ФЗ. Поправки должны были вступить в силу 01.07.2021, но потом и этот срок сдвинули на полгода (ст. 3 Закона № 229-ФЗ). Таким образом правило подтверждения непогашенной задолженности вступившим в законную силу судебным актом должно начать действовать с 01.01.2022.
С нового года органы соцзащиты на местах могли бы получать из системы ГИС ЖКХ такую информацию. Размещать такие сведения обязали управляющие компании, ТСЖ, ЖСК (если они являются исполнителями услуг) по запросам органов власти. Срок для размещения информации о задолженности - 5 рабочих дней с момента получения запроса. В такой же срок информацию о задолженности должны подавать и РСО (являющиеся исполнителями коммунальных услуг), а также региональные операторы капремонта и операторы по обращению с ТКО (совместный приказ Минкомсвязи РФ № 466, Минстроя России № 508/пр от 11.09.2020).
Но УК и ресурсники жалуются на излишнюю нагрузку по размещению информации в ГИС ЖКХ, на сложностью процесса взыскания задолженности по оплате ЖКУ.
Чтобы оптимизировать состав размещаемой информации и упростить процесс взыскания задолженности по оплате ЖКУ, Минстроем России подготовлены поправки в Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ID проекта 02/04/11-21/00122962). Публичное обсуждение законопроекта начато 30.11.2021 и должно завершиться 20.12.2021.
Законопроект, в частности, предусматривает, что Судебный департамент ВС РФ, Федеральная служба судебных приставов России (ФССП России) и их территориальные органы на местах обязаны будут размещать в ГИС ЖКХ информацию:
-
о судебных актах, подтверждающих наличие задолженности по оплате ЖКУ (за период не более трех последних лет);
-
информацию о погашении такой задолженности.
Часть информации уже сейчас могут содержать реестры, базы данных и информационные ресурсы, входящие в состав иных государственных или муниципальных информационных систем. Причем в них информация включается в обязательном порядке. В таком случае из этих ресурсов информация подлежит размещению в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме. Но это требует модернизации перечисленных ИС, для которой нужно время.
Поэтому законопроект предусматривает отложенный характер вступления в силу новых норм:
-
для ИС судебных актов ФССП - до 01.12.2022;
-
для региональных (муниципальных) ИС – до 01.10.2022.
-
со сроком (периодом) предоставления субсидии и ее размером;
-
решениями (датами этих документов) о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии.
Обязанность размещать такую информацию предусмотрена пунктами 3.7.1.7, 3.7.1.8, 3.7.1.11 - 3.7.1.13 совместного приказа Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр.