На сайте налоговой службы размещено сообщение о том, что руководителем ФНС России принято решение о приостановлении до 01.06.2022 блокировки налоговыми органами операций по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников.
Это одна из мер, которая по мнению налоговой службы позволит снизить риск неплатежеспособности из-за ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств и международных компаний.
Напомним, что территориальные органы ФНС России уполномочены НК РФ (ст. 31):
-
взыскивать недоимки*, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ (подп. 9 п. 1);
-
приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков (плательщиков взносов и сборов, налоговых агентов) в банках и налагать арест на их имущество. (подп. 5 п. 1).
*Недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ).
«Заморозка» счетов - это жесткий инструмент, который применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа (п. 1 ст. 76 НК РФ). Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ.
Принятие решения о приостановке действия столь суровой нормы НК РФ не может базироваться на простой информации, размещенной на сайте ФНС России. Объясним почему.
Регламент принятия и вступления в силу НПА
Во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ должно быть обеспечено своевременное принятие нормативных правовых актов (НПА). Правила их подготовки утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (далее – правила). НПА издаются в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, совершенствования правового регулирования и обеспечения соответствия издаваемых НПА Конституции РФ и ранее указанным законам, распоряжениям, постановлениям, а также международным договорам РФ.
НПА издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений (п. 2 правил). Издание НПА в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать НПА.
ФНС России издает НПА в виде приказов в соответствии с правилами (п. 5.1 Регламента ФНС России (утв. приказом ФНС России от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53@)). Проекты НПА до их подписания подлежат обязательному согласованию с юридической службой ФНС России. Информация о проектах НПА подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте. Проекты НПА проходят сложную процедуру независимой антикоррупционной экспертизы.
Затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, НПА независимо от срока их действия подлежат государственной регистрации. Процедуру регистрации проводит Минюст России. Министерство может признать НПА не нуждающимся в государственной регистрации. В этом случае НПА подлежит официальному опубликованию, но порядок его вступления в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, который издал НПА.
Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и НПА федеральных органов исполнительной власти утвержден Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763. НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Официальным источником опубликования актов ФНС России, признанных не нуждающимися в государственной регистрации, с 01.01.2016 является Официальный интернет-портал правовой информации.Как видим процедура принятия и вступления в силу НПА строго регламентирована.
Упрощение процедур в условиях санкций
На днях правила были актуализированы Постановлением Правительства РФ от 11.03.2022.
В п. 4.1 правил было внесено дополнение, согласно которому при подготовке НПА во исполнение решений Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, не применяются положения пунктов 3 - 3(3), 4.1 и 8 правил. Это значит, что в отношении таких НПА, в частности, упрощаются:
-
процедуры согласования;
-
оценка регулирующего воздействия;
-
форма финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом;
-
проведение независимой антикоррупционной экспертизы.
Но то, что важное для налогоплательщиков решение о приостановлении блокирования банковских счетов должно обрести форму НПА, сомнений не вызывает. А поэтому напомним, в каких случаях операции на счетах в банках подлежат приостановлению.
Случаи блокировки счета
Во-первых, если налогоплательщик не представил декларацию по итогам налогового периода, расчет по страховым взносам или форму 6-НДФЛ в течение 20 рабочих дней после окончания срока на их подачу (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Заметим, что под эту норму не попадает представление иных расчетов, деклараций по итогам отчетных периодов. Приостановление операций по счету налогоплательщика по причине непредставления им налоговой декларации определяется судами как мера не обеспечительного, а организационного характера.
Рассматривая ситуацию, связанную с перечислением (выдачей) денег на оплату труда при приостановлении операций по счетам налогоплательщика в связи с непредставлением декларации, Минфин России счел возможным исполнение банком платежных документов на указанную цель (выплату зарплаты лицам, работающим по трудовому договору (контракту)), при выполнении следующих условий:
-
отсутствие предъявляемых к счету плательщика в банке поручений ИФНС на списание и перечисление денежных средств в бюджетную систему РФ;
-
соблюдение календарной очередности платежей (п. 2 ст. 855 ГК РФ);
-
фактическое отнесение предъявленных платежей к расходам по оплате труда.
Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 05.04.2021 № 03-02-11/24807 со ссылкой на Определение ВС РФ от 23.03.2018 № 309-КГ18-1269.
Во-вторых, счет заблокируют при отсутствии ЭДО между ИФНС и налогоплательщиком в течение 10 рабочих дней с даты появления у него обязанности подавать отчетность в электронной форме (п. 5.1 ст. 23, подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
В-третьих, если налогоплательщик не направил в ИФНС электронную квитанцию о приеме по ТКС требования о представлении документов, пояснений или уведомления о вызове в инспекцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
В-четвертых, при неуплате налогов, взносов, пеней, штрафов в срок по требованию инспекции. Заморозка счета допустима, только если принято решение о взыскании налога за счет денежных средств (п. 2 ст. 76 НК РФ)
Наконец, счет подлежит блокировке в случае возникновения у ИФНС сомнения в том, что ее решение по результатам налоговой проверки налогоплательщик сможет исполнить. В данном случае блокировка выступает как обеспечительная мера. Одновременно ИФНС должна запретить продажу (передачу в залог) имущества налогоплательщика, если общая стоимость имущества (недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, готовой продукции и др.) по данным бухгалтерского учета меньше налоговых доначислений (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
В сообщении ФНС России о приостановке блокирования счетов также указано, что налогоплательщики, которые понесли ущерб из-за финансово-экономических санкций, смогут обратиться в ИФНС по месту их учета, чтобы отложить сроки применения мер взыскания до предельных в соответствии с налоговым законодательством.