Несколько ведомств получили поручение о проработке вопроса об установке стандарта допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в доходе семьи.
По итогам выступления премьер-министра на заседании Государственной Думы с отчетом о работе правительства в 2020 году поручение было дано министерствам экономического развития, труда, строительства и финансов.
Стандарт допустимой суммы расходов должен устанавливаться, учитывая региональные социально-экономические особенности и определяя источники финансирования. Ведомства должны предоставить согласованные предложения до 1 июля 2021 года.
Был задан вопрос о возможности снижения общероссийской «планки» оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства с 22% до 15% от общего дохода семьи. Выяснилось, что предоставление субсидий на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства – это ответственность и прерогатива региональных властей. В 2019 году на субсидии было выделено около 70 млрд рублей из бюджета. Регионы отличаются климатически и экономически и в собственном порядке устанавливают стандартную стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства, размер допускаемой доли расходов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, нормативы площади для определения размера субсидий.
Одним выделением средств на данное мероприятие вопрос не решить. Полномочия лежат на плечах субъектов Российской Федерации, как и принятие таких решений, данный вопрос требует детального обсуждения, учитывая источник финансирования и особенности каждого субъекта. Имеется поддержка данного подхода, даже личная, но с финансированием необходимо разбираться имея полномочия субъекта.
В 2020 году министерство строительства предлагало снижение в течении 5 лет федерального порога получения субсидий с 22% до 15%. Министерство финансов не поддержало данную инициативу. На сегодняшний день общероссийский порог составляет 22% и если большая часть бюджета уходит на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, то можно подать на получение субсидий. За регионами есть право данную планку снижать. В 2020 году в 24 регионов максимальная доля расходов семьи составляла от 15% до 21%, в трех субъектах – менее 15%.