Руководитель Роспотребнадзора, Главный государственный санитарный врач РФ 17.05.2021 утвердил Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда (МР 2.2.0244-21, раздел 2.2 «Гигиена труда») (далее – МР).
Как следует из пункта 3 преамбулы МР, этот документ разработан впервые.
Сразу отметим, что МР Роспотребнадзора не являются нормативным правовым актом, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), так как носят рекомендательный характер. Какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена (письмо Роспотребнадзора от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40).
Вместе с тем напомним, что Роспотребнадзором разработаны и зарегистрированы Минюстом России за № 61893 от 29.12.2020 санитарные правила СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40). За их неисполнение юридическими лицами и ИП предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 6.3 КоАП РФ, 236 УК РФ).
Так что МР помогут разобраться и обеспечить выполнение требований, предусмотренных нормами СП 2.2.3670-20 и других нормативных актов.
Понятия и исключения
Пункт 1.3 МР содержит определение понятия «безопасные условия труда» – это такие условия, при которых воздействие вредных и опасных производственных факторов на работающих исключено или их уровни не превышают установленные гигиенические нормативы. Это определение позаимствовано из СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Как и в других документах, в МР (п. 1.2) есть исключения. Они не распространяются на организацию условий труда водолазов, космонавтов, условий выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.
Структура документа
Рекомендации содержат 8 разделов и приложение.
В разделы МР включены, в частности, положения:
-
по области применения и общим моментам;
-
по организации контроля условий труда;
-
по разработке и реализации противоэпидемических (профилактических) мероприятий на этапе эксплуатации, реконструкции и модернизации производства (в частности, при применении транспортеров для транспортировки пылящих материалов, по выбору средств для обеспечения требуемого воздухообмена, режиму уборки рабочей зоны и др.);
-
по производственным зданиям, помещениям и сооружениям (в т. ч. по установлению минимальной кубатуры и площади рабочего места на одного работающего в зависимости от выполняемых им работ и интенсивности энергозатрат, по внутренней отделке помещений определенными материалами, по поддержанию параметров микроклимата). Здесь общей для всех рекомендацией является оборудование входов в производственные здания и сооружения приспособлениями для очистки обуви или принятие комплекса мер, направленных на очистку обуви от грязи, снега, пыли, влаги и др. Право выбора устройств или комплекса мер сохранено за организациями и ИП. При этом подчеркнуто, что необходимость оборудования входов приспособлениями для чистки обуви не зависит ни от времени года, ни от погодных условий;
-
по организации технологических процессов (в т. ч. по их механизации и автоматизации, подбору и применению оборудования, снижающего влияние негативных факторов, расширению перечня выполняемых одним работником операций (включая конвейерное производство) и рабочих мест;
-
по условиям труда женщин в период беременности и кормления ребенка (в т. ч. по параметрам микроклимата, наличию подставок для ног);
-
по санитарно-бытовым помещениям (в т. ч. по функционалу гардеробных, их внутренней отделке, количеству мест для спецодежды сотрудников, чья работа сопровождается загрязнением одежды и тела).
Самыми значимыми являются разделы II и III МР.
Раздел II посвящен производственному контролю условий труда. Это проводимый организациями и ИП внутренний контроль соблюдения санитарных правил, гигиенических нормативов и выполнения санитарно-профилактических мероприятий. Обязанность такого контроля закреплена за экономическими субъектами нормами закона № 52-ФЗ (ст. 32) и СП 2.3.3670-20. Юрлицам и ИП рекомендовано разрабатывать программу производственного контроля за условиями труда. Программа может содержать не менее трех разделов.
В первом разделе рекомендуется устанавливать перечень должностных лиц, выполняющих функции контролера.
Второй раздел содержит перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, представляющих потенциальную опасность для работников. В отношении таких веществ проводятся лабораторные исследования и устанавливается периодичность их проведения (п. 2.2.2 МР). Здесь устанавливают порядок проведения замеров различных факторов и видов работ. Измерения для целей производственного контроля могут производить только аккредитованные лаборатории. Ответственность за номенклатуру, объем и периодичность проведения производственного контроля возложена на организации и ИП.
В третьем разделе следует отразить информацию о наличии производственной среды и трудовых процессов, при которых используются канцерогенные вещества, количество работников, контактирующих с этими веществами и занятых на соответствующих технологических производствах (в том числе женщин), с указанием профессий. При составлении табличной формы такой информации можно использовать ранее согласованный с органами Роспотребнадзора санитарно-гигиенический паспорт канцерогенной организации. Но наличие этого документа не освобождает организацию или ИП от необходимости включения указанной информации в третий раздел программы.
Профилактические мероприятия
В соответствии с разделом III МР в целях предупреждения вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника рекомендуется разрабатывать и внедрять следующие санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия:
-
технологические и технические;
-
организационные;
-
лечебно-профилактическое питание;
-
применение СИЗ.
К организационным профилактическим мероприятиям относится организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. В этой части органы Роспотребнадзора контролируют:
-
факт и сроки поступления списков работников, которые проходят медицинские осмотры, в адрес Роспотребнадзора по фактическому месту нахождения работодателя;
-
перечень лиц, подлежащих медосмотрам, перечень идентифицированных на рабочих местах факторов и работ (в соответствии с совместным приказом Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2020 № 988н/1420н, а также приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н);
-
факт выдачи направлений на медицинский осмотр (под роспись);
-
соблюдение сроков прохождения медицинских осмотров на основании заключения по результатам осмотра;
-
соблюдение требования о направлении отдельных категорий лиц в центры профессиональной патологии;
-
привлечение работодателя и органов Роспотребнадзора к формированию заключительного акта