Существуют правила бухучета организаций, работающих по долгосрочному договору строительного подряда. Доходы и расходы подрядчиков и субподрядчиков признаются «по мере готовности». Данный способ предусматривает отражение в учете в тех же отчетных периодах, в которых они были выполнены, то есть ежемесячно. Порядок учета не зависит от дат составления документов о выполненных работах по договору.
Это распространяется на подрядчиков, выполняющих работы в области архитектуры, проектирования, восстановления строительства сроком больше 12 месяцев. Также нормативы предписывают применять метод «по мере готовности» предприятиям, даты начала и завершения работ которых приходятся на несколько отчетных периодов.
Выручка «по мере готовности» в бухучете
Показатели выручки, которые нужно принять к учету, рассчитываются исходя из стадии завершенности работ. Она определяется двумя способами:
- по процентному соотношению выполненных работ относительно их полного объема;
- по процентному соотношению расходов относительно их общей расчетной величины.
Типовая конфигурация программы не предусмотрела отдельных операций для учета данного типа выручки. Отразить ее можно, доработав документы, либо используя стандартную версию 1С. Рассмотрим на примере, как сделать это без помощи программистов.
Выручка, которая признается в учете «по мере готовности» имеет статус «не предъявленной начисленной выручки». Это отдельный актив, который отражается на счете 46. В рабочем Плане счет не имеет аналитики, но для удобства расчетов в данном случае нужно ввести к нему субсчет «Номенклатура».
В целях налогообложения доходы и затраты отражаются датой составления документов приемки этапа работ по их фактической стоимости.
Как принять к учету выручку «по мере готовности»
Сформировать проводки в 1С поможет документ «Операция». Бухгалтеру нужно создать новую проводку, по дебету отразить счет 46 с аналитикой. По кредиту – выбрать счет 90.01.1. В графе «Сумма» следует ввести 240 000 рублей с НДС. Графа «Сумма Кт» будет равняться нулю, так как за данный период доходы в целях расчета налогов отсутствуют. По кредиту выручка указывается без налога на добавленную стоимость.
Как предписывают нормативы, по факту отсутствия дохода в налоговом учете следует сформировать отложенное налоговое обязательство. Для учета разницы по времени создается проводка Дт 90.01.1 –Кт 98.01. Далее бухгалтер заполняет поля документа: наименование заказчика, номер договора, тип дохода будущих периодов. Для целей налогового учета нужно указать выручку без налога и налогооблагаемую разницу со знаком “минус”.
Также проводкой Дт 90.03 –Кт 76.Н фиксируется сумму налога, не выставленную контрагенту.
Далее в бухучете нужно отразить расходы. Для этого следует добавить отдельную проводку Дт 90.02.1-Кт 20.01 с указанием подразделения, аналитикой по виду выполненных работ. Сумма указывается только в целях бухучета. По дебету и кредиту формируются временные разницы, что позволяет начислить отложенный налоговый актив.
Можно применить балансовый метод, рассчитывая величину временной разницы: балансовая стоимость актива минус его сумма в налоговом учете. Это позволяет применить к вычислению отложенного налога обязательное действие «Расчет отложенного налога». В соответствии с ПБУ, он производится по отдельным активам и обязательствам.
Далее нужно подсчитать сумму расходов компании. Рассчитывая выручку пропорционально расходам, бухгалтеру отражает доход в том числе НДС.
Что если в конце года клиент принял объект и составил акт приема-сдачи? Бухгалтеру нужно показать данный факт хозяйственной деятельности в новом документе «Реализация» с операцией «Услуги». В форме следует ввести наименование компании, номер соглашение, номенклатуру услуги, цену, ставку НДС. Бухгалтерские проводки в документе проставляются автоматически. Также на основании продажи нужно составить счет-фактуру.
Документ отразит размер выручки, налог, сделает запись в «Книге продаж» и регистре «Реализация услуг». Однако проводки по факту продажи будут сформированы как для обычной выручки. Чтобы отразить доход «по мере готовности» бухгалтеру следует отредактировать проводки в документе «Реализация». Для этого нужно открыть форму и поставить галочку напротив «Ручная корректировка».
Изменения нужно сохранить кнопкой «Записать и закрыть». Регистры и расходы не корректируются. Произведенные в них записи служат достаточным основанием для закрытия счета по окончанию месяца.
Итак, приступаем к сверке. Если бухгалтерский и налоговый учет равны, значит, вы все сделали правильно.