Торговый сбор введен в НК РФ (глава 33) в состав местных налогов и сборов с 2015 года. Этот вид сбора связан с осуществлением торговой деятельности на территориях, на которых в соответствии с НК РФ приняты нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований. Как узнать, считают ли власти, что вы занимаетесь торговлей? Что делать при получении информации от властей о выявлении объекта торговли? Как реагируют суды на обжалование решений о принудительной постановке на учет в качестве плательщика сбора? Полагаем, что ответы на эти и другие вопросы, касающиеся торгового сбора, будут интересны не только тем, на кого возложена обязанность по его уплате. Материал может заинтересовать и другие экономические субъекты, в деятельности которых присутствуют характерные особенности обслуживания, ассортимент реализуемой продукции и номенклатура предоставляемых потребителям услуг.
Кратко об отдельных нормах
Полномочиями по введению торгового сбора в муниципальных образованиях (поселениях, городских округах, внутригородских районах) обладают их представительные органы.
А право устанавливать и прекращать действие торгового сбора в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, определяется законами перечисленных субъектов РФ. Пока правом на введение торгового сбора воспользовалась лишь столица. Мосгордумой был принят закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе». На столичной территории сбор введен 01.07.2015 (ст. 1 закона № 62).
Сбор устанавливается в отношении торговой деятельности (по определенным критериям) на объектах осуществления торговли (п. 1 ст. 413 НК РФ). Даже если компания или ИП зарегистрированы в другом регионе, а торговлю ведут в столице, они должны платить торговый сбор.
Одним из необходимых и существенных условий установления торгового сбора является определение объекта обложения. Таковым признается использование в предпринимательской деятельности (хотя бы один раз в течение квартала) объекта движимого или недвижимого имущества, в отношении которого установлен сбор (п. 1 ст. 412 НК РФ).
Полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором возложены на органы местного самоуправления. В городах федерального значения этими полномочиями наделены госорганы этих городов. В столице указанные контрольные функции есть у департамента экономической политики и развития города (далее - ДЭПиР). По акту ДЭПиР экономический субъект могут принудительно поставить на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика торгового сбора. В качестве примера можно привести спор, рассмотренный в постановлении АС Московского округа от 14.04.2022 № Ф05-5848/2022 по делу № А40-110248/2021. Подробнее суть разногласий и вердикт судей рассмотрим чуть позже.
Торговый сбор в столице – это ежеквартальный фиксированный местный обязательный платеж. Его обязаны уплачивать организации и ИП, которые ведут торговлю на территории Москвы с использованием объектов движимого или недвижимого имущества. А если товар, заказанный по Интернету, покупателю доставляю со склада, который находится в Москве? Этот склад считается объектом торговли, подпадающим под уплату торгового сбора? Для того чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна включать в себя:
- помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров;
- проход и доступ покупателей к товарам;
- оборудование для обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Если перечисленным условиям склад не соответствует, его нельзя признать торговым объектом в целях гл. 33 НК РФ.
Такие же требования предъявляются к интернет-торговле с использованием доставки товаров из офиса. Такая торговля приравнивается к торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада. Если офис организации не соответствует требованиям торгового объекта, то реализация в нем техники или оборудования не является объектом обложения торговым сбором. Свою точку зрения по этому поводу в свое время высказали финансисты (письма Минфина России от 05.04.2016 № 03-11-06/4/19272, от 16.11.2016 № 03-11-06/4/67201). Кроме того, отметим, что ст. 2 столичного закона № 62 не содержит ставок сборов по такому виду торговли как отпуск товаров со склада.
Чтобы уплачивать торговый сбор, нужно встать на учет в ИФНС в качестве плательщика этого сбора (ст. 416 НК РФ). Уведомление по форме ТС-1 (утв. приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249@) (форма по КНД 1110050) следует подавать в ИФНС по месту нахождения объекта недвижимого имущества, если предпринимательская деятельность, облагаемая торговым сбором, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества. В иных случаях уведомление нужно подавать по месту нахождения организации (месту жительства ИП).
Нарушение нормы ст. 416 НК РФ грозит штрафом:
- 200 руб. (при несвоевременной подаче уведомления в ИФНС) (п. 1 ст. 126 НК РФ);
- 10 % от доходов за период торговли без подачи уведомления, но не менее 40 000 руб. (при невыполнении требования о подаче уведомления и постановке на учет по акту уполномоченного органа) (п. 2 ст. 116 НК РФ).
В письме ФНС России от 21.02.2023 № ЕА-4-15/2048@ приведены критерии, указывающие на ошибки, допущенные при заполнении налоговой отчетности. В частности, в уведомлении по форме ТС-1 сумма сбора за квартал (стр. 4.6) не должна быть меньше нуля. Сумма сбора за квартал равна разнице между исчисленной суммой сбора (стр. 4.3) и суммой льготы, предоставляемой на объект осуществления торговли (стр. 4.4).
Льготы
Перечень льгот приведен в ст. 2 закона № 62. Например, от уплаты сбора освобождается торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках, межрегиональных и региональных ярмарках. До 01.01.2026 освобождается от уплаты сбора торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой (НТО) сети со специализацией «Печать» (НТО вида «Киоск» и «Павильон»). Эти объекты должны быть размещены в соответствии с установленным порядком (утв. постановлением Правительства Москвы от 09.06.2015 № 343-ПП), по утвержденной схеме с обеспечением технологического присоединения к электрическим сетям ЭПУ НТО и их последующей эксплуатацией.
В конце прошлого года в телеграмм-канале заработал справочный интернет-сервис «Торговый сбор Москва» (@TorgSbor_bot). Здесь есть регулирующие нормативные акты, актуальные изменения в законодательстве и другая информация о торговом сборе, в т. ч. о выявлении новых объектов обложения торговым сбором.
Судебная практика
Теперь на примере постановления АС Московского округа № Ф05-5848/2022 по делу № А40-110248/2021 рассмотрим, как власти выявляют объекты обложения торговым сбором и принудительно ставят на учет компании и ИП в качестве плательщиков сбора.
- процедурные моменты
ДЭПиР обследовал помещение по одному из столичных адресов, по которому общество вело свою деятельность. Обследование было проведено в рамках полномочий по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором. ДЭПиР проконтролировал полноту и достоверностью имеющейся информации об объекте обложения сбором.
Порядок сбора, обработки и передачи налоговикам сведений об объектах обложения торговым сбором в г. Москве утвержден постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП.
Согласно этому документу в целях сбора сведений о таких объектах используют информацию:
- полученную в рамках межведомственного взаимодействия от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти столицы, подведомственных им госпредприятий и госучреждений;
- размещенную властями в Интернете, а также содержащуюся в федеральных государственных информационных системах и информационных системах г. Москвы.
- содержащуюся в обращениях физических и юридических лиц, а также размещенную ими в Интернете и в СМИ;
- полученную при проведении предусмотренных регламентом мероприятий по сбору информации:
- собственников и иных правообладателей объектов недвижимого имущества, в которых размещены объекты осуществления торговли.
Сведения об объектах предоставляются компаниями и ИП в добровольном порядке, никакая обязанность по представлению такой информации на указанных лиц не возложена.
Регламент межведомственного взаимодействия, связанного с направлением в ДЭПиР информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории столицы, утвержден приказом ДЭПиР от 22.12.2017 № 305-ПР. В рамках межведомственного взаимодействия сведения об объекте ДЭПиР получил от Государственного казенного учреждения г. Москвы «Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости» (ГКУ МКМЦН). В качестве обосновывающих документов была представлена информационная карта с приложением фотографий объекта торговли (приложение 7 к регламенту).
В ходе проведения сбора сведений об объекте, на котором вело деятельность общество, было установлено следующее:
- объект был оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями (это подтверждено фотографиями, сделанными в ходе сбора сведений);
- на объекте:
- имелся аппарат ККТ (подтверждено фотографиями, в т. ч. фотографией кассового чека);
- предлагались к продаже продукты питания в заводской упаковке, снабженные ценниками. Ценником признается бумажный или иной визуальный носитель информации, доступный для покупателей, в т. ч. с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло. Ценник сопровождает образцы товаров, выставляемых на прилавках, витринах и т.п., и должен содержать информацию о наименовании товара, сорте (при наличии), цене за массу или единицу (штуку, метр и т. д.) товара (абз. 182 ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. приказом Госстандарта от 28.08.2013 № 582-ст));
- реализовывались товары как собственного производства, так и покупные (иных производителей);
- у входа на территорию объекта торговли имелись продуктовые корзины.
Приведенные сведения в совокупности позволили ДЭПиР сделать следующий вывод:
- выявленный объект не относится к объектам оказания услуг общественного питания;
- хозяйствующий субъект предположительно осуществляет торговую деятельность с использованием спорного объекта и должен платить торговый сбор.
- проинформировал общество о выявленном факте осуществления им торговой деятельности на территории г. Москвы;
- обнаружил, что в сведениях, полученных от УФНС России по г. Москве отсутствует информация об обращении организации в налоговый орган с уведомлением о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора;
- включил спорный объект торговли в список объектов, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения.
В отношении общества был составлен соответствующий акт, который затем был направлен в налоговый орган. На основании акта налоговики в принудительном порядке поставили общество на учет как плательщика торгового сбора по адресу выявленного объекта обложения.
- возражения общества
Общество сочло акт незаконным и начало его оспаривание. Сначала общество обратилось в ДЭПиР с жалобой для рассмотрения в межведомственной комиссии по вопросам налогообложения в г. Москве (МВК). В жалобе общество указало на отсутствие необходимости представлять в ИФНС уведомление по причине осуществления деятельности, не предполагающей оснований для обложения торговым сбором. Но по результатам рассмотрения жалобы обществу было отказано в удовлетворении его требований, в т. ч. об исключении объекта торговли из списка объектов, подлежащих обложению сбором.
Затем общество направило в ДЭПиР обращение об отмене акта. Возможность подачи такого обращения предусмотрена порядком 64-ПР. Чтобы МВК рассмотрела жалобу, ее нужно подать до истечения 180 дней со дня направления плательщику информации о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или недостоверных сведений в отношении объекта. Но в отмене акта обществу также было отказано. После этого общество отправилось отстаивать свою точку зрения в суд. В иске общество настаивало на том, что фактически осуществляемая им в спорном помещении деятельность относится к ОКВЭД 56.10.1. Это деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания. По мнению общества, оказываемые услуги являются услугами общественного питания, и их нельзя признать объектом обложения торговым сбором. Реализация покупной продукции, если такая реализация является составной частью указанных услуг, также не признается торговой деятельностью в целях гл. 33 НК РФ. Сама по себе такая реализация не свидетельствует о том, что общество осуществляло торговую деятельность через спорное помещение.
- судебные вердикты
При рассмотрении дела судами всех трех инстанций были проанализированы нормы гл. 33 НК РФ, закона № 62, ст. 2 закона № 381-ФЗ, положение о ДЭПиР (утв. постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП), порядки № 401-ПП и № 64-ПР.
Суды подтвердили, что акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором составлен ДЭПиР в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Деятельность, фактически осуществляемая организацией на спорном объекте, признана объектом обложения торговым сбором.
Суды проанализировали и перечень дополнительных видов экономической деятельности общества, заявленных при его регистрации. В выписке ЕГРЮЛ в отношении общества по розничной торговле приведено семь ее видов с соответствующими кодами по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2. На основании приведенных фактов суды посчитал обоснованным вывод ДЭПиР о том, что общество осуществляло торговую деятельность через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал, и являлось плательщиком торгового сбора.
Похоже общество верило пословице, что снаряд дважды в одну воронку не попадает. Дело в том, что судья нашла идентичные доводы заявителя в отношении объекта по другому адресу при рассмотрении дела от 20.07.2017 № А40-66770/17-115-618 в АС г. Москвы. Решением суда по указанному делу и постановлением АС Московского округа от 19.12.2017 № Ф05-18788/2017 по делу № А40-66770/2017 в удовлетворении заявленных обществом требований было отказано.
В рассматриваемом споре удача также отвернулась от общества. Суды всех инстанций отказались признать недействительным акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором. А доводы общества о том, что фактически осуществляемая деятельность на объекте торговли связана с оказанием услуг общественного питания населению, были отклонены судами.