Верховный Суд разрешил взыскать с контрагента налоговые убытки. Сторона договора вправе требовать возмещения убытков при любых негативных последствиях.
Спор возник при следующих обстоятельствах.
ИФНС провела выездную проверку налогоплательщика и доначислила НДС, соответствующие пени и штрафы. Основанием стал вывод инспекции о получении организацией необоснованной выгоды по взаимоотношениям с недобросовестным контрагентом. Налогоплательщик обратился в суд, но поскольку организация не проявила должной осмотрительности при выборе контрагента, решение налоговой признано законным.
Во исполнение вступившего в силу решения налогового органа организация уплатила в бюджет доначисленные суммы. А после этого обратилась к контрагенту с требованием возместить убытки. Получив отказ, она подала иск в суд о взыскании убытков. Суды трех инстанций отказали организации в удовлетворении ее требований.
А вот Верховый Суд РФ не согласился с нижестоящими инстанциями. В определении от 09.09.2021 № 302-ЭС21-5294 он отметил следующее.
Применение такой меры ответственности, как возмещение убытков, допустимо при любом умалении имущественной сферы участника оборота, в т. ч. при увеличении его налогового бремени, которое не могло возникнуть при надлежащем (добросовестном) исполнении обязательств другой стороной договора.
Тот факт, что организация могла проявить должную осмотрительность и предотвратить неблагоприятные последствия, по мнению суда, не является основанием для освобождения контрагента от ответственности за убытки.
Отказать во взыскании могут, если установят, что стороны были участниками одного правонарушения.
При этом в силу сложившейся судебной практики налогоплательщик и его контрагент рассматриваются как участники одного правонарушения, если их действия носили согласованный характер и были направлены на получение экономического эффекта за счет непосредственного участия в уклонении от уплаты НДС совместно с лицами, не осуществлявшими реальной экономической деятельности.
Поскольку в налоговом споре доказали, что организация не проявила должную осмотрительность, нельзя говорить о ее соучастии в нарушениях контрагента. Поэтому требование о возмещении убытков контрагентом является правомерным.