Вопрос 1
Подрядчик выполнил в 2021 году работы по инженерно-геологическим изысканиям участка земли для постройки спорткомплекса и по проектировке объекта. Работу оплатили по КВР 414. По какому коду КОСГУ надо отражать оказание данных услуг, увеличивает ли наличие этих услуг стоимость объекта при вводе его в эксплуатацию?
Ответ
Проектные документы входят в перечень обязательной документации для того, чтобы получить разрешение на стройку, реконструкцию или капремонт объекта согласно ст. 51 ГрК РФ. Проектные документы – это текстовые или графические материалы, которые определяют архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для стройки, реконструкции объектов капитальной стройки, реконструкции частей объектов капитальной стройки и капремонта согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ.
Расходы на разрабатывание сметных и проектных документов для стройки, реконструкции объектов нефинансовых активов относятся к 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ согласно прямой норме п. 10.2.8 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н).
Под капитальными расходами понимают расходы, которые формируют (увеличивают) основные фонды – основные средства, непроизведенные и нематериальные активы согласно п. 7 Порядка № 209н. Исходя из этого, расходы за счет подстатьи 228 КОСГУ должны формировать показатели счета 106 01 "Вложения в основные средства".
Выполнение инженерных изысканий совершается для подготовления проектных документов, стройки, реконструкции объектов капитальной стройки. Подготовление проектных документов, стройка, реконструкция объектов капитальной стройки в соответствии с проектными документами не могут считаться допущенными без выполнения специальных инженерных изысканий согласно ч. 1 ст. 47 ГрК РФ.
Определение стоимости сметы стройки, реконструкции, капремонта, сноса объектов капитальной стройки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее - Методика № 421/пр), инженерные изыскания будут включены в расчет сметы стройки, как и проектные документы. Когда формируется первоначальная стоимость объектов недвижимости, которые строятся необходимо учитывать все расходы, которые включены в сметный расчет стоимости стройки согласно п. 4 Методики № 421/пр.
Получается, затраты на проведение работ по инженерно-геологическим изысканиям можно отнести на подстатью 228 КОСГУ как иные работы в целях капитальных вложений в объекты капитального стройки (реконструкции, реконструкции с элементами реставрации, технического перевооружения), которые не были предусмотрены договорами поставки, договорами (контрактами) на стройку, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов.
Таким образом, затраты на проведение работ по инженерно-геологическим и проектировку и являются формирующими первоначальную стоимость изысканиям спорткомплекса и находят отражение на подстатье 228 КОСГУ.
Вопрос 2
В учреждении создали комиссию, которая постоянно действует для принятия на учет объектов основных средств, ТМЦ и нематериальных активов, которые снова поступили. Учетная политика гласит, что учреждение имеет право, если необходимо, привлечения в комиссионный состав специалистов с компетенцией, которые распоряжаются специальными знаниями. Имеет ли смысл созыв новой комиссии с приглашением специалистов с компетенцией для того, чтобы принять к учету объекты капитальной стройки, линейные объекты или в данной ситуации хватит и одной, уже созванной комиссии?
Ответ
Создание комиссии по поступлению и выбытию активов, которая будет действовать постоянно (далее - комиссия) обусловлено необходимостью согласно пп. 25, 34, 46, 51, 60, 61, 63, 193, 339, 371, 377 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).
На базе принятых решений комиссией будут выполняться следующие действия согласно пп. 25, 34, 46, 51, 60, 63 Инструкции № 157н:
-
к учету принимают, перемещают и ставят на выбывание объекты основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, материальных запасов, у которых имеется срок эксплуатации (полезного использования);
-
определяют нынешнюю оценочную стоимость имущества, которое получили безвозмездно;
-
определяют срок эксплуатации (полезного использования) имущества для того, чтобы начислить амортизацию, если таковой информации не содержится в законодательстве и в документах производителя;
-
определяют корректировку нормативных показателей функционирования, которые были первоначально приняты, объекта основных средств, в том числе по итогам достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации.
Учитывая большое количество функций, выполняемых комиссией, руководитель может принять решение об определении некоторых направлений деятельности комиссии с полномочиями, которые распределены согласно письму Минфина России от 30.06.2016 № 02-07-05/38450.
Казенное учреждение не имеет никакого права отчуждать или распоряжаться имуществом любым другим способом, не имея согласия собственника согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ. Для реализации данного положения на уровне публично-правовых образований выходят нормативные акты, регламентирующие порядок списания государственного (муниципального) имущества.
Положение об особенностях списания федерального имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее - Положение № 834) находит применение в случае списания недвижимости и движимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и которые закреплены за федеральными учреждениями государства.
В пункте 7 Положения № 834 уточняются требования к работе комиссии по поступлению и выбытию активов. В ситуации, когда у организации нет работников, которые обладают специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии, если председатель комиссии примет такое решение, могут быть приглашены эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.
В итоге, учреждение, если возникнет необходимость имеет право привлекать в состав комиссии по поступлению и выбытию активов, которая действует постоянно, специалистов с компетенцией, которые обладают специальными знаниями. Создавать новую комиссию и привлекать новых экспертов является нецелесообразным.
Вопрос 3
Имеет ли право ООО на применение пониженной ставки по участкам земли для дачной стройки?
Документ: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.04.2021 № Ф07-1033/2021 по делу № А56-28102/2020.
Ответ
Для участков земли, которые были куплены (получены) для использования как личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, по налогу на землю налоговую ставку не имеют право ставить выше 0,3% от кадастровой стоимости согласно п. 1 ст. 394 НК РФ. Данной льготой могут воспользоваться не все владельцы таких участков земли.
Сниженная ставка действует только для некоммерческих организаций и физлиц, непосредственно использующих землю для стройки дачи. Коммерческие организации не имеют право претендовать на сниженную ставку по «дачным» землям. В связи с этим, решение доначислить налог из ставки 1,5% от кадастровой стоимости ООО – собственнику участка земли с видом разрешенного использования "для дачной стройки" получило массовую поддержку. Основной вид деятельности общества – это «постройка жилых и нежилых домов» сыграло против этого налогоплательщика. Так как данный вид деятельности был включен в ЕГРЮЛ в качестве основного только подкрепляет тот факт, что деятельность ООО с сельским хозяйством никак не связано и это дополнительно подтверждает, ООО не имеет право на льготу.