Исчисление, уплата и отчетность по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ОСС от НСПиПЗ) в 2021 году имеют ряд отличительных особенностей. Часть из них связана с переходом на выплаты страхового обеспечения территориальными органами ФСС РФ непосредственно застрахованным лицам (Федеральный закон от 29.12.2020 № 478-ФЗ).
Тарифы и основной вид деятельности
В 2021 году страховые взносы на ОСС от НСПиПЗ страхователи платят в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.05 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (ст. 1 Федерального закона от 22.12.20 № 434-ФЗ).
Страховые тарифы на ОСС от НСПиПЗ при этом определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных (п. 1 ст. 20.1 закона № 125-ФЗ), в рамках:
-
трудовых отношений;
-
гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;
-
договоров авторского заказа.
Выплаты по гражданско-правовым договорам и договорам авторского заказа включаются в базу для начисления страховых взносов, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы (п. 1 ст. 20.1 закона № 125-ФЗ).
В текущем году можно воспользоваться теми же тарифами страховых взносов, которые страхователи-организации применяли в 2020 году. Правда, это возможно только в том случае, если не изменился основной вид деятельности. Чтобы подтвердить основной вид деятельности, необходимо в срок не позднее 15.04.2021 представить в территориальное отделение ФСС РФ по месту своей регистрации следующие документы:
-
заявление (форма приведена в приложении 1 к порядку *);
-
справку – подтверждение основного вида экономической деятельности (приложение 2 к порядку);
-
копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2020 год (заметим, что страхователи – субъекты малого предпринимательства освобождены от подачи этого документа).
* Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по ОСС от НСПиПЗ – юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.06 № 55).
Для коммерческих организаций основной вид экономической деятельности – тот, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг (без НДС).
Для некоммерческой организации основным является тот вид деятельности, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Влияние субсидий на определение доли вида деятельности
Организации, наиболее пострадавшие в 2020 году от ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, могли получать государственные субсидии.
В примечании к пункту 9 формы справки-подтверждения (приложение 2 к порядку № 55) указано, что данные о доходах нужно заполнять на основе бухгалтерского учета за предыдущий год.
В бухгалтерском учете субсидии учитывают в соответствии с ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н). Этим же документом нужно руководствоваться при формировании в бухучете информации о государственной помощи (в форме субсидий и т. п.), связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях распространения коронавирусной инфекции (п. 6 информации Минфина России № ПЗ-14/2020). Информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе данных аналитического учета на счетах 86 «Целевое финансирование» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Такие субсидии не учитываются в доходах ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Субсидия могла предоставляться в целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением получателем деятельности в условиях ухудшения ситуации из-за коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников (п. 1 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576). В данном случае субсидия компенсирует затраты, поэтому к выручке также не относится (письмо Минфина России от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).
При этом в расчете доли вида деятельности в общем объеме выручки сумма доходов складывается из двух групп:
-
доходов по виду экономической деятельности (графа 3 справки-подтверждения);
-
целевых поступлений и финансирования (включая бюджетное финансирование, гранты и т. п.) (графа 4 справки-подтверждения).
Субсидии выделялись экономическим субъектам с определенными кодами ОКВЭД. В таком случае они и будут учитываться по виду экономической деятельности с теми же кодами. Поэтому упомянутые субсидии будут влиять на величину доли доходов по видам деятельности.
Субсидии могут предоставляться на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (работ, услуг) на договорной основе. В этом случае госпомощь признается экономической выгодой и ПБУ 13/2000 к ней не применяется (абз. 5 п. 3 ПБУ 13/2000, письмо Минфина России от 11.09.2020 № 07-01-09/79827). Такие субсидии, полагаем, следует отражать в составе выручки от реализации согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации».
Получается, что субсидии в любом случае влияют на долю доходов по видам деятельности. В графе 5 «Доля доходов и поступлений по виду деятельности…» следует указать частное от деления совокупности сумм, отраженных в графах 3 «Доходы по виду экономической деятельности» и 4 «Целевые поступления и финансирование…», на совокупность сумм, указанных в графах 3 и 4 по строке «Итого» справки-подтверждения.
(цифры условные) Организация издает журналы в печатном виде (код ОКВЭД 58.14.1). Доходы от этого вида деятельности за 2020 год составили 17 500 000 руб. (строка 1 графы 3 справки-подтверждения). Кроме того, организация сдает в аренду свободные нежилые помещения (код ОКВЭД 68.20.2). Доходы от этого вида деятельности за 2020 год составили 18 200 000 руб. (строка 2 графы 3 справки-подтверждения). В целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением организацией деятельности в условиях ковидных ограничений, организация получила субсидию из федерального бюджета в сумме 1 800 000 руб.
За 2020 год доля видов деятельности составила:
-
от издания журналов – 51,47 % ((17 500 000 руб. + 1 800 000 руб.) : (17 500 000 руб. + 1 800 000 руб. + 18 200 000 руб.) х 100 %);
-
от сдачи в аренду помещений – 48,57 % (18 200 000 руб. : (17 500 000 руб. + 1 800 000 руб. + 18 200 000 руб.) х 100 %).
Основным видом деятельности для организации будет издание журналов в печатном виде (I класс профриска). Тариф взносов составит 0,2 %.
Об установленном на 2021 год тарифе территориальное отделение фонда уведомит страхователя до 01.05.2021. До такого уведомления взносы начисляют по прошлогоднему тарифу. При изменении тарифа нужно будет взносы пересчитать (п. 4, 11 порядка).
Последствия пропуска срока подтверждения
Пропуск установленного срока подтверждения основного вида деятельности может привести к нежелательным последствиям. И это будет не штраф (он законодательством не предусмотрен). Фонд вправе установить максимально возможный из тарифов взносов по ОСС от НСПиПЗ.
Если документы не представить до 15 апреля, территориальное отделение фонда отнесет страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности. Виды деятельности будут выбраны в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Такое право фонда не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности. По мнению суда (например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.07.2019 № Ф04-6455/2018 по делу по делу № А45-16531/2017), это мера, которая призвана гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Изменение в форме отчетности
С 01.01.2021 реализован механизм прямых выплат. Поэтому с I квартала 2021 года форма расчета заполняется с учетом следующих особенностей:-
в таблице 2 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» показатели строки 15 «Расходы по обязательному социальному страхованию» не заполняются;
-
таблица 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не заполняется и не представляется.
В заключение отметим, что Минтруд России планирует актуализировать перечень предупредительных мер, финансируемых за счет ФСС РФ. Согласно проекту приказа (ID № 02/08/04-21/00114735) в него хотят добавить предупредительные меры по мониторингу состояния здоровья работника на рабочем месте. В 2021 году страхователь сможет обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальное отделение ФСС РФ в срок до 1 октября 2021 года.