Торговое предприятие чаще всего продает товары, приобретённые у поставщика в неизменном виде. Но иногда бывает нужно каким-то образом доработать, товары самостоятельно или с помощью подрядчиков. В этом случае на бухгалтера ложится ответственность за правильный порядок оформления документов и все расчеты.
В этой статье мы расскажем про способы учета доработки товара перед продажей в «1С:Бухгалтерия 8».
В ситуации, когда приобретается товар, к которому применялись уже какие-то доработки, бухгалтеру будет необходима накладная от поставщика и акт выполненных работ от подрядчика. Далее регистрируется поступление товара в разделе Покупки соответствующим документом Поступление товаров и услуг. Вид операций, соответственно, назначается Товары. Табличная часть заполняется по данным от поставщика. В ней указывается первоначальная цена по накладной, количество, итоговая сумма. Не обязательно, но желательно в графе Номенклатура изменить наименование доработанного товара, так как он уже отличается от закупленного первоначально. Проводки на сумму приобретенного товара будут по Дебету 41.01 счета и Кредиту 60-го, а НДС проведём по дебету 19.03 счета и Кредиту 60–го.
Теперь необходимо учесть стоимость доработок по нашему изменённому товару. Для этого там же в разделе Покупки на основании поступления товаров создается документ Поступление доп. расходов. Поле Контрагент этого документа позволяет ввести наименование той же организации, что продала товар или любой другой, которая выполняла какие-то действия по доработке. Распределить дополнительные расходы можно или по количеству товара, или по сумме. Этот момент заранее отмечается в учетной политике организации. Сумму дополнительных работ берем из акта, который нам предоставил подрядчик. Проводки по документу Поступление доп. расходов будут по Дебету счета 41.01 Кредиту 60-го, а НДС по Дебету 19.04 Кредиту 60-го. В результате стоимость товара увеличится на стоимость доработок.
В ситуации, когда товар поступает в неизменном виде, и только потом передается на доработку на давальческой основе, порядок операций иной. В документ Поступление товаров и услуг вносятся данные из накладной поставщика. Номенклатура остается первоначальная.
Чтобы отразить все операции по передаче материалов подрядчику на давальческой основе, в разделе Производство на вкладке Товары заполняются документы Передача сырья в переработку и Поступление из переработки. В них обязательно нужно внести информацию о подрядчике, сослаться на договор, вписать сумму по договору и количество переданных материалов. Даже если ценности, переданные для доработки в виде давальческого сырья, учитывались как товары, в момент передачи они без промежуточных передач учитываются как материалы и проводятся по счету 10.07. Когда доработанный товар возвращается от подрядчика, оформляется соответствующий документ Поступление из переработки.
Далее, надо внести информацию на вкладку Продукция. Счет учета нужно выбрать 43 (Готовая продукция) или 41.01 (Товары). Так или иначе, программа их корректно закроет. Если организация платит налог на прибыль, то оценка суммы расходов будет идти в плановых ценах. Еще один важный момент – необходимо заполнить закладку Услуги, чтобы признать расходы по оказанию услуг подрядчиком. В неё вносятся все данные, которые потом послужат основанием для закрытия счетов 20, 23, 25, 26. Обязательно нужно выбрать статью учета расходов, реквизит счета затрат (для производственных затрат это 20.01 - Основное производство) и наименование подразделения, которое передавало товары/материалы для доработки. Чтобы их списать, необходимо будет внести данные по использованным материалам. Списывать будем по счету 10.07. а статьёй учета назначим Материальные расходы.
В случае, когда не все материалы были использованы, и что-то осталось, необходимо оформить возврат. Это делается на закладке Возвращенные материалы, где указываются сумма и количество, счет учета (10.07) и счет, по которому будет проведена передачи материалов. После того как будут выполнены все необходимые проводки и регламентные операции, стоимость товара скорректируется, и будет включать и первоначальную стоимость товара и стоимость доработки.
Доработку товара перед продажей организация может провести и собственными силами. Оформляется это в «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) следующим образом. Если приобретается товар, и только потом дорабатывается, надо заполнять документ Поступление товаров и услуг. Счет учета в этом случае выбирается 41.01. Наименование номенклатуры не меняется. Оно берется такое же, как в накладной поставщика. Затем товары переводятся в материалы с помощью специального документа Перемещение товаров в разделе Склад, либо сразу списываются, если это позволяет учетная политика.
Операции собственного производства по доработке товара оформляются в разделе Производство документом Отчет производства за смену. В нем необходимо выбрать счет затрат 20.01 и подразделение. На вкладке Продукция надо указать наименование, группу номенклатуры, сумму себестоимости по плану, количество списанных материалов, счет по которому они будут учитываться 10.01 и статью расходов. Номенклатуру оставляем по накладной поставщика. После того как бухгалтер проведет документ Отчет производства за смену, программа сформирует проводки по Дебету 43 Кредиту 20.01 и по Дебету 20.01 Кредиту 10.01, где учитывается себестоимость материалов в производстве. На счете 20.01 в процессе производства соберутся все расходы – зарплата сотрудников, амортизация оборудования, стоимость расходных материалов. Все они будут учтены и повлияют на конечную стоимость доработанного товара после закрытия месяца.