Раньше потребителей интересовали вопросы своевременного ремонта и качественного состояние многоквартирных домов. Сейчас же, в список топ-10 коммунальных проблем входят жалобы на начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, в них входят перерасчеты, комиссии и дополнительные платежи.
Данные, имеющиеся у ЖКХ «Контроль» свидетельствуют о том, что данные жалобы составляют 17,5% всех жалоб, пришедших на все «горячие» линии и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль». Базируясь на полученных данных после анализирования поступивших обращений, был сформирован список основных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Исполнительный директор НП «ЖКХ «Контроль» считает, что граждане испытывают беспокойные чувства совсем не беспочвенно.
По ее словам, в первом квартале 2021 года всем должникам были выставлены все пени и штрафы, накопленные и не выставленные за пандемийный 2020 год. В целом ряде регионов возросли взносы на капремонт и тарифы на общедомового обслуживания. Большую роль в увеличении платежной нагрузки на население играют перерасчеты размеров оплаты теплоснабжения в определенных случаях, когда в регионах принята схема оплаты «1/12» (то есть, в течении всего года).
С 2021 года истек срок действия моратория на задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. И, в связи с этим представители жилищно-коммунальных хозяйств начали «выбивать» денежные долги у населения. В некоторых регионах к данному процессу иногда подходят весьма изобретательными методами.
Например, в Самаре с уже имеющимися нововведениями в лице «говорящих» пирамид, которые раскрывают адрес должников и размер неуплаченных средств за жилищно-коммунальные услуги, придумали очередную фишку – вывешивать баннеры возле домов неплательщиков, которые гласят «Есть долг - нет воды!».
Анализирование обращений на тему «Начисления платы за ЖКУ» свидетельствует о том, что пользователи ЖКУ постоянно переплачивают за предоставляемые услуги. Основная причина этого кроется в завышенном объеме коммунальных ресурсов, фактически не потребляемые гражданами. Решение данной проблемы видится коммунальщикам в интеграции энергоэффективных технологий в дома и прозрачных методик вычисления размеров платежей (особенно в сфере теплоснабжения).