Правительство РФ 01.07.2021 приняло два важных постановления:
- № 1108, которым утверждены правила функционирования национальной системы прослеживаемости товаров (НСПТ)
- № 1110, содержащее перечень подлежащих прослеживаемости товаров, импортируемых из ЕАЭС (ПТ). Сразу отметим, что он практически не отличается от того, который действовал в период проведения эксперимента (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2019 № 807).
Правила функционирования НСПТ
Постановление № 1108 определяет, что правила функционирования НСПТ включают в себя:
-
создание, внедрение и сопровождение системы;
-
сбор, учет, хранение и обработку сведений;
-
межведомственный обмен сведениями;
-
контроль за операциями с ПТ;
-
представление в налоговые органы документов об операциях с ПТ, в том числе содержащих реквизиты прослеживаемости.
В положении (п. 2) даны определения понятиям, которые используются в НСПТ.
Прослеживаемости подлежат товары, ввезенные на территорию РФ и иные территории с территорий, находящихся под ее юрисдикцией, отвечающие следующим условиям (п. 3 положения):
-
выпущенные в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
-
подлежащие конфискации или обращению в собственность (доход) РФ иным способом;
-
подлежащие взысканию по решению суда в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
-
задержанные таможенными органами (гл. 51 ТК ЕАЭС), не востребованные в установленные сроки лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров;
-
ввезенные с территорий государств – членов ЕАЭС, за исключением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;
-
ранее ввезенные и фактически находящиеся в РФ и на иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, на день вступления в силу акта Правительства РФ, утверждающего перечень ПТ и изменений в него.
Положением (п. 4 и 5) определены перечни случаев, при которых прослеживаемость товаров прекращается и возобновляется, а также перечень товаров, на которые действие системы не распространяется (п. 6).
Положением (п. 8) определены основные принципы создания, внедрения и сопровождения НСПТ (полнота, достоверность и сохранность информации, единое организационно-методологическое обеспечение, бесперебойная работа).
Субъекты НСПТ
Положением (п. 10) определен закрытый перечень субъектов НСПТ, к которым отнесены:
-
ФНС России;
-
ФТС России;
-
участники оборота товаров;
-
операторы электронного документооборота.
Права и обязанности субъектов НСПТ определены пунктами 11, 12 и 13 положения.
Сбор, учет, хранение и обработка сведений
Раздел III положения определяет:
-
сведения, подлежащие включению в НСПТ, и порядок их представления;
-
обязанности операторов ЭДО, обеспечивающих сбор, учет и хранение указанных сведений;
-
механизм формирования аналитической информации, позволяющей осуществлять контроль за операциями с ПТ (ст. 88 НК РФ).
Обмен сведениями
Раздел IV положения регулирует вопросы, связанные с механизмом обмена сведениями. Речь идет о получении, размещении, использовании и предоставлении в автоматизированном режиме как информации, содержащейся в государственной информационной системе ФТС России, так и материалов из НСПТ.
НСПТ подключается к единой системе межведомственного электронного взаимодействия на безвозмездной основе.
При отсутствии технической возможности организовать межведомственный обмен сведениями ФНС России, являющаяся оператором НСПТ, должна заключить соглашение с ФТС России об информационном взаимодействии. Соглашением определяются в том числе особенности организации обмена сведениями и их состав.
Обмен сведениями между государственными системами осуществляется в автоматическом режиме, без направления запросов о предоставлении информации.
Форматы документов, которые используются в процессе обмена сведениями, должны быть доступны в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Документы
В разделах V–IX перечислены документы, которые необходимо оформлять с целью уведомления ФНС России о ПТ, и сроки оформления таких документов. В перечень документов включены:
-
уведомление о перемещении ПТ;
-
уведомление о ввозе ПТ;
-
уведомление об имеющихся остатках ПТ;
-
отчет об операциях с ПТ.
К числу документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, также отнесены (п. 2 положения):
-
исправленный универсальный корректировочный документ – электронный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, создаваемый участниками оборота ПТ. Исправленный УКД оформляют в случае исправления ошибки в первоначальном универсальном корректировочном документе;
-
исправленный универсальный передаточный документ – электронный первичный документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг), создаваемый при исправлении ранее составленного участником оборота товаров документа, содержавшего ошибки.
Форму и формат перечисленных документов должна утвердить ФНС России до 01.08.2021 (п. 3 постановления № 1108). Пока можно ознакомиться с проектами этих документов.
Порядок представления документов операторами ЭДО ФНС России должна утвердить не позднее 01.12.2022. Пока можно использовать формы и формат документов, рекомендованных письмом ФНС России от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@. В ближайших выпусках мы расскажем о том, как их применять.
Начало действия НСПТ и последствия
Поначалу систему должны были запустить 01.07.2021. Но в этот день только были утверждены необходимые для работы правительственные нормативные документы, которые начали применяться 08.07.2021. Кроме того, операторам ЭДО не хватило времени на отладку программного обеспечения.
Как проинформировала ФНС России на сайте, в рамках переходного периода наказывать за нарушение правил НСПТ не будут. Ожидаемый срок вступления в силу мер ответственности – 01.07.2022 (проект поправок в КоАП РФ).
За несоблюдение правил НСПТ в переходный период налоговики не могут отказывать в вычете НДС, а также в учете расходов по налогу на прибыль и налогу в связи с применением УСН.