В программах «1С:Розница» и «1С:УНФ» есть возможность объединить клиентов в сегменты и провести по ним анализ. В этой статье мы расскажем все про сегментацию клиентов, которым можно звонить, делать рассылки и устраивать акции.
Эффективная работа с сервисом «1С-Чеки ОФД» в «1С:Рознице» и «1С:УНФ»
Сегментация клиентов
В программах реализована сегментация справочника «Контрагенты». Она позволяет классифицировать всю базу покупателей, поставщиков, по некоторому набору правил, определяемому пользователем. Сегменты могут быть сформированы автоматически или подобраны вручную.
Задать правила сегментации можно в справочнике «Сегменты контрагентов». Перейти к справочнику можно в «1С:УНФ» из раздела CRM – Сервис и в «1С:Рознице» из раздела Настройки – Все справочники – Покупатели. По умолчанию в программе сегменты «Есть заказы за последний месяц», «Не связывались больше месяца» и «Новые за неделю».
Для формирования нового сегмента необходимо нажать на кнопку «Создать» и ввести наименование сегмента. Сегмент может формироваться по правилам и вручную. Порядок составления сегмента задается на соответствующих закладках. На закладке «По правилам» устанавливаются правила формирования сегмента. При формировании сегмента по правилам доступен широкий выбор показателей. Контрагентов можно сегментировать по дате, количеству и состоянию заказов, интересу к определенной группе товаров, сумме продаж, сумме, сроку долга и другим показателям. Несколько показателей можно использовать одновременно, формируя составные правила сегментации.
На закладке «Вручную» контрагенты добавляются пользователем из справочника «Контрагенты». Способы формирования можно совмещать: сегмент составляется по правилам и дополняется позициями, подобранными вручную. Контрагенты, подобранные вручную, включаются в состав сегмента как при ручном, так и при автоматическом формировании.
Сегментация номенклатуры
В программах реализована сегментация справочника «Номенклатура». Сегменты могут быть сформированы автоматически или подобраны вручную. Задать правила сегментации можно в справочнике «Сегменты номенклатуры». Перейти к справочнику можно из раздела Продажи – Сервис.
Для формирования нового сегмента необходимо нажать на кнопку «Создать» и ввести наименование сегмента. Сегмент может формироваться по правилам и вручную. Порядок составления сегмента задается на соответствующих закладках. На закладке «По правилам» устанавливаются правила формирования сегмента. При формировании сегмента по правилам доступен широкий выбор показателей. Номенклатуру можно сегментировать по категориям, характеристикам, остаткам, продажам за период, выручке, оборотному количеству и другим показателям. Несколько показателей можно использовать одновременно, формируя составные правила сегментации.
На закладке «Вручную» номенклатурные позиции добавляются из справочника «Номенклатура» вручную пользователем. Способы формирования можно совмещать: сегмент составляется по правилам и дополняется позициями, подобранными вручную. Контрагенты, подобранные вручную, включаются в состав сегмента как при ручном, так и при автоматическом формировании.
Состав сегментов
После того, как правила формирования сегмента настроены, перейдите по ссылке «Формирование и просмотр состава» и нажмите «Сформировать». Программа проверит соответствие установленным правилам контрагентов и отберет в таблицу тех, кто им соответствует. Для регулярного обновления состава сегмента установите флажок «Формировать автоматически каждый день». В заголовке закладки отображается время последнего автоматического обновления состава.
Предусмотрена возможность обновления состава сегмента вручную из списка сегментов, не открывая правила. Для этого необходимо нажать на ссылку «Сформировать» напротив сегмента. Узнать, какие контрагенты входят в состав сегмента, можно по ссылке «Состав сегмента». Сегменты, сформированные автоматически, будут отмечены в списке. Информацию о принадлежности клиентов к сегментам можно также увидеть в списке контрагентов. Включить отображение сегмента в списке можно через меню «Еще – Изменить форму».
В списке элементов формы найдите поле «Ссылка», нажмите по нему правой клавишей мыши и выберите пункт меню «Добавить поле». В открывшемся окне установите флажки напротив поля «Сегмент». Нажмите «ОК», реквизит появится в списке элементов в настройках формы. Нажмите «ОК» еще раз, в списке элементов справочника появится колонка «Сегмент». Настройка отображения сегментов в списке номенклатуры выполняется аналогично.
В справочнике контрагентов также доступен фильтр по сегментам. Необходимо установить отбор в поле «Сегмент», чтобы видеть в списке только контрагентов выбранного сегмента. Сегменты номенклатуры отображаются в справочнике номенклатуры как фильтр в правой части формы.
Сегменты в отчетах
Информацию в отчетах можно группировать по сегментам контрагентов и номенклатуры. Например, менеджер может создать сегменты контрагентов по регионам и сравнить продажи по территориальному признаку.
На примере отчета «Продажи» рассмотрим, как добавить детализацию отчета и узнать выручку с группировкой по подразделениям (Раздел: «Продажи – Отчеты»). Откройте отчет «Продажи». В отчете отражается информация о продажах компании за период. Отчет формируется в разрезе контрагентов и может быть детализирован до номенклатуры. Нажмите кнопку «Настройки…» и перейдите на закладку «Структура». Выберите вид настроек «Расширенный». Изменение структуры отчета доступно только в расширенном режиме настроек.
Нажмите кнопку «Добавить». В списке полей найдите поле «Подразделение» и нажмите кнопку «Выбрать». Список доступных для добавления полей зависит от документов, регистров и показателей, включенных в отчет разработчиком. Положение в структуре нового поля зависит от того, какой элемент структуры был выделен перед добавлением.
Чтобы выполнить группировку основного блока отчета по подразделениям необходимо переместить группировку «Подразделение» на верхний уровень структуры. Для этого примера нужно выделить в структуре поле «Покупатель» и в открывшемся окне выбрать поле «Подразделение». Для завершения настройки нажмите кнопку «Закрыть и сформировать».