ФНС России в письме от 05.10.2020 № СД-4-3/16193@ согласилась с тем, что прогрессивные формы работы, в том числе в дистанционном режиме с применением современных цифровых технологий, нужно учитывать. Ведь особенности совершения сделок в цифровой форме (с помощью электронных и иных технических средств) теперь прямо закреплены в ГК РФ благодаря Федеральному закону от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
Шествие по планете коронавируса, который делает невозможным свободное посещение отделений банков, побудило отечественных банкиров, которые и так шагали в ногу с научно-техническим прогрессом, шагнуть немного дальше. Но тут без одобрения чиновников из налоговой службы не обойтись.
Особенности совершения сделок в цифровой форме в ГК РФ
Законом № 34-ФЗ ГК РФ (п. 1 ст. 160) дополнен положением о том, что письменная форма сделки считается соблюденной также в случае ее совершения с помощью электронных или иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки.
При этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.
Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.
Современные возможности банков
В настоящее время банки имеют возможность:
- идентифицировать клиентов;
- получать прямое волеизъявление клиента заключить договоры;
- открывать счета;
- проводить ряд других мероприятий по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах;
- подтверждать достоверность этих сведений - без личного присутствия клиентов в офисах кредитных организаций.
Это можно сделать путем проведения видеоконференций между сотрудниками банка и клиентом с демонстрацией документа, удостоверяющего личность, при помощи различных каналов связи и приложений:
- в виртуальном кабинете;
- Skype;
- Viber;
- WhatsApp и т. п.
Подтверждение личности производится с использованием различных технологий:
- контрольных вопросов;
- СМС-уведомлений;
- проверки IMSI телефона и т. п.-
с проведением на стороне банка верификации идентификационных сведений.
В дальнейшем с клиентом оформляются документы, направленные на установление или изменение с банком договорных отношений, в том числе путем обмена копиями документов посредством электронных каналов связи.
Банк обеспечивает сроки, правила и условия хранения электронных документов (включая видеозаписи) с учетом требований действующего законодательства.
Может ли банк применяемыми электронными документами и видеозаписями подтвердить доходы или расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль?
Условно положительный ответ ФНС
Ответ чиновников на поставленный вопрос можно назвать условно положительным.
Для начала они напомнили, что для целей налога на прибыль расходы могут быть подтверждены документами, оформленными в электронной форме и подписанными квалифицированной ЭЦП. При условии, что будут соблюдены требования Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». На необходимость соблюдения этих условий неоднократно указывал Минфин России в письмах от 27.03.2020 № 03-03-06/1/24411, от 13.02.2020 № 03-03-07/9888.
Далее налоговики обратились к пояснительной записке к законопроекту № 424632-7, который ныне обрел силу закона № 34-ФЗ.
По мнению разработчиков законопроекта, новации внесли в целях облегчения совершения сделок с цифровыми правами. Выражение лицом своей воли с помощью электронных технических средств (например, путем заполнения формы в сети Интернет), будет приравнено к простой письменной форме сделки. Так что с 01.10.2019 закон допускает возможность совершения сделки с помощью электронных средств при соблюдении закрепленных в нем условий.
Так, электронная форма допустима при заключении:
- розничного договора купли-продажи, когда может быть выдан электронный чек (ст. 493 ГК РФ);
- договора страхования (ст. 940 ГК РФ);
- договора номинального счета (в форме электронного документа или путем обмена электронными документами) (в ст. 860.2 ГК РФ);
Выставление товаров в сети Интернет признается публичной офертой таких товаров (ст. 494 ГК РФ).
При этом у продавца автоматически списывается цифровое право, а у покупателя – деньги со счета.
В итоге ФНС России отметила, что налоговое законодательство РФ не содержит положений, препятствующих реализации прав, предусмотренных законом № 34-ФЗ.
Но лично нам из ответа налоговиков непонятно, согласны они с тем, что для признания реальности факта хозяйственной жизни и учета налоговых расходов и доходов достаточно видеозаписи из Скайпа и факта списания денег системой. Обратившийся в налоговую службу с вопросом банк спрашивал именно об этом, но четкого ответа, на наш взгляд, так и не получил.