Что следует делать работодателям, чтобы обеспечить охрану персональных данных работников, и как уведомлять Роскомнадзор о намерении обрабатывать персональные данные, с учетом изменений законодательства, вступивших в силу 1 сентября 2022 года? Об этом вы расскажем в нашей новой статье.
Работа с персональными данными работников: ответы на вопросы (Часть 4)
Утверждена форма уведомления об обработке персональных данных?
Роскомнадзор утвердил формы уведомлений, которые обязаны направлять в ведомство операторы персональных данных.
Речь идет таких формах как, уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных, уведомления об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о намерении осуществлять обработку персональных данных, уведомления о прекращении обработки персональных данных. Новые формы применяются с 26.12.2022.
Обязанность оператора персональных данных уведомлять Роскомнадзор о намерении обрабатывать персональные данные до начала их обработки закреплена в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". С 01.09.2022 действуют новые правила обработки персональных данных, в соответствии с которыми уведомлять Роскомнадзор о намерении обрабатывать персональные данные нужно почти во всех случаях обработки, включая обработку данных своих сотрудников. 1 сентября 2022 г. не является крайним сроком для подачи уведомления, поэтому если оно не было подано до этой даты, его можно подать и позднее.
Появление новых форм связано с изменением законодательства о персональных данных. Так, в уведомлении о намерении осуществлять обработку обязательно нужно будет указывать сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан РФ, а также контактные данные лиц, имеющих доступ и осуществляющих обработку персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах. При этом категории данных и категории субъектов необходимо будет указывать в разрезе каждой отдельной цели.
В связи с обязанностью уведомлять об изменении ранее поданных сведений согласно ч. 7 ст. 22 Закона № 152-ФЗ введена форма уведомления об их изменении. Порядок уведомления, утв. приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94, предполагает предоставление в ведомство информационного письма о внесении изменений в сведения об операторе.
Уведомление о прекращении обработки персональных данных заменит заявление о внесении в реестр операторов сведений о прекращении оператором обработки персональных данных. Содержание документов идентичное. Если оператор персональных данных уже подавал ранее уведомление о намерении обрабатывать персональные данные, подавать его повторно в связи с принятием новых форм не нужно.
Как оформить факт уничтожения персональных данных?
Оператор персональных данных обязан уничтожить обрабатываемые им данные в случаях, перечисленных в законе. К таким случаям относятся незаконное получение персональных данных или отсутствие необходимости в этих данных, неправомерная обработка персональных данных, достижение цели обработки персональных данных, отзыв субъектом персональных данных согласия на их обработку.
Роскомнадзор утвердил Требования к документальному оформлению факта уничтожения персональных данных. Они будут действовать с 1 марта 2023 по 1 марта 2029 года. Из Требований следует, что если обработка персональных данных проводилась без использования средств автоматизации, то для подтверждения факта уничтожения персональных данных оформляется соответствующий акт. Если же обработка персональных данных проводилась с использованием средств автоматизации, например, при помощи компьютеров, то наряду с актом об уничтожении персональных данных потребуется сделать выгрузку из журнала регистрации событий в информационной системе оператора персональных данных.
Поскольку форма акта об уничтожении персональных данных не утверждена, его можно составить в произвольной форме. При этом в акте об уничтожении персональных данных должны содержаться такие сведения как, наименование организации или Ф. И. О. физического лица – оператора персональных данных, адрес оператора персональных данных, наименование организации или Ф. И. О. физического лица, которые обрабатывали персональные данные по поручению оператора, Ф. И. О. субъектов персональных данных или иная информация, относящаяся к определенным физическим лицам, чьи персональные данные были уничтожены, Ф. И. О. и должность лиц, уничтоживших персональные данные и их подписи, перечень категорий уничтоженных персональных данных, наименование уничтоженных материальных носителей с персональными данными с указанием количества листов в отношении каждого такого носителя, наименование информационной системы персональных данных, из которой были уничтожены персональные данные, способ уничтожения персональных данных, причину уничтожения персональных данных, дату уничтожения персональных данных.
Акт об уничтожении персональных данных может быть оформлен как на бумаге, так и в электронной форме. В первом случае он заверяется личной подписью лиц, уничтоживших персональные данные, а во втором – их электронной подписью. Поскольку в приказе Роскомнадзора не уточняется, какая именно электронная подпись должна применяться, полагаем, что акт следует подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью, если локальными нормативными актами оператора персональных данных не предусмотрено, что он может быть подписан усиленной неквалифицированной электронной подписью.
Выгрузка из журнала должна содержать такие данные как, Ф. И. О. субъектов персональных данных или иную информацию, относящуюся к определенным физическим лицам, чьи персональные данные были уничтожены, перечень категорий уничтоженных персональных данных, наименование информационной системы персональных данных, из которой они были уничтожены, причину уничтожения персональных данных, дату уничтожения персональных данных. При невозможности указать в выгрузке из журнала какие-либо сведения, их следует отразить в акте об уничтожении персональных данных.
Если оператор обрабатывает персональные данные, используя и не используя средства автоматизации, при их уничтожении следует оформлять акт об уничтожении и выгрузку из журнала. Хранить все документы об уничтожении персональных данных следует не менее трех лет с момента уничтожения. Как именно исчислять этот срок, в документе не уточняется. Рекомендуем хранить документы с небольшим запасом по времени.
Поскольку ранее требований к фиксации факта уничтожения персональных данных закон не устанавливал, операторы персональных данных самостоятельно определяли порядок фиксации факта их уничтожения. К 1 марта 2203 года следует привести установленный порядок в соответствие с требованиями, закрепленным приказом Роскомнадзора от 28.10.2022 № 179.