В письмах Минфина России от 19.01.2021 № 03-11-11/2327 и от 04.02.2021 № 03-11-11/7286 финансисты ответили на обращения предпринимателей, связанные с особенностями применения патентной системы налогообложения (ПСН) при перевозке грузов автомобильным транспортом.
Где получить патент
В письме № 03-11-11/2327 ИП просил ответить на вопрос: где получить патент, если он зарегистрирован в одном регионе, а грузы возит в другой регион?
Как известно, специальный налоговый режим ПСН:
-
вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ (ст. 346.43 НК РФ);
-
применяется на территориях указанных субъектов РФ в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ.
В этой статье (подп. 10 п. 2) автотранспортные услуги по перевозке грузов есть.
Страна у нас большая, а патент действует лишь на территории выдавшего его субъекта РФ. В исключительных случаях законом субъекта РФ может быть определена территория действия патента (по муниципальным образованиям (группам муниципальных образований)) (подп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). В таких обстоятельствах в патенте должно быть указано на территорию его действия.
ИП, планирующий вести предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте РФ, в котором проживает, патент получает по месту постановки на учет в инспекции по месту жительства. Если ИП планирует вести грузоперевозки в субъекте РФ, в котором не проживает, то он может получить патент в любой налоговой инспекции этого региона. Для этого нужно лишь подать соответствующее заявление. В общем, ИП может получить патент или по месту жительства, или по месту ведения предпринимательской деятельности. Все понятно. Но так ли это просто?
Чиновники напомнили, что грузовые автоперевозки не ограничены территорией субъекта, в котором ИП получил патент. Поэтому в рамках полученного патента он может перевозить грузы и в другие регионы. Но есть одна маленькая, важная и не очень приятная деталь: договор на перевозку должен быть заключен в субъекте РФ по месту получения патента. В таком случае получать патент в других регионах не требуется.
Эта позиция министерства неизменна уже почти восемь лет. Впервые финансисты обнародовали ее в письме от 07.02.2013 № 03-11-12/15. И эта точка зрения (как и норма НК РФ) красиво выглядит исключительно на бумаге. Что получается на практике? А вот что: определяющим для патента местом является регион, где подписан договор о доставке груза.
Предположим, ИП, зарегистрированный в Астрахани, привез оттуда груз в Москву. Договор был заключен в Астрахани. Выходит, чтобы не гнать пустую фуру из Москвы обратно, предпринимателю нужно получить патент в Москве. Ведь вряд ли московский грузоотправитель поедет заключать договор с перевозчиком в Астрахань! А на основании заявления патент налоговики могут выдать в течение пяти дней. Целую неделю нужно ждать. При наличии уверенности, что будет обратная перевозка, о договоре можно позаботиться и заранее. Но, если договор заключается в цифровой форме, как расценивать, где именно он заключен? В общем, со времен введения ПСН вопросов о применении этого спецрежима меньше не становится.
И тут вспоминается недавно покинувший нас ЕНВД. В далеком прошлом, а именно в письме от 19.05.2006 № 03-11-05/13, по поводу ЕНВД у минфиновцев было такое мнение: выручка налогоплательщика в любом случае собирается по месту его нахождения (месту регистрации). А раз так, то не имеет значения, куда и откуда он едет. ЕНВД можно было платить только по месту регистрации компании или предпринимателя. А почему бы такой подход не применить в данном случае к ПСН? Но это лишь наши рассуждения.
В письме № 03-11-11/7286 Минфин России ответил на вопрос относительно грузоподъемности автотранспорта, на которой может базироваться определение потенциально возможного к получению годового дохода (ПВД) ИП (ст. 346.47, подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).
Правом устанавливать ПВД наделены регионы. В отношении грузоперевозок автомобильным транспортом регион может установить ПВД:
-
в зависимости от количества транспортных средств или
-
на 1 тонну грузоподъемности транспортного средства.
Предположим, что ПВД в сфере оказания услуг по грузоперевозкам автомобильным транспортом в регионе установлен на одно транспортное средство и дифференцирован в зависимости от его грузоподъемности. Как узнать массу автомобиля? И таких вопросов, которые с трудом переносятся на налоговую основу, в правоприменительной практике возникает много. Но для их разрешения законодатель предусмотрительно закрепил приоритет других отраслей законодательства по отношению к НК РФ.
Об этом и напомнили минфиновцы в письме, обратив внимание на пункт 1 статьи 11 НК РФ. Этой нормой установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Правда, есть оговорка: если иное не предусмотрено кодексом.
В нашем случае речь идет о транспортных средствах, поэтому разгадку о массе автомобиля чиновники советуют искать:
-
в Федеральном законе от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
-
приказе МВД России от 23.04.2019 № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним».
В законе № 283-ФЗ (подп. 7 п. 2 ст. 11) к регистрационным данным отнесена в том числе масса транспортного средства в снаряженном состоянии (масса без нагрузки) и технически допустимая максимальная масса (полная масса). Эти данные есть в паспорте транспортного средства (ПТС). Форма документа утверждена приказом № 267.
Дополним ответ министерства ссылкой еще на один документ, а именно на постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200, которым утверждены действующие с 01.01.2021 правила перевозок грузов автомобильным транспортом. В приложении 2 к правилам указана допустимая масса, установленная по типам транспортного средства или комбинации транспортных средств, количеству и расположению осей.
В результате чиновники сделали следующий вывод: в целях применения ПСН грузоподъемность транспортного средства определяется на основании ПТС как разница между его технически допустимой максимальной массой (полной массой) и массой транспортного средства в снаряженном состоянии (массой без нагрузки).
Предприниматель, заключивший договор на перевозку грузов в Москве и получивший патент, использует в небольших грузоперевозках компактный внедорожник с легковым кузовом марки Suzuki Grand Vitara. Согласно ПТС, разрешенная максимальная масса автомобиля – 1950 кг, масса без нагрузки – 1405 кг. Таким образом, грузоподъемность данного авто составит 545 кг (1950 – 1405). В соответствии с Законом г. Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения» при оказании грузоперевозок автомобильным транспортом для автомобилей грузоподъемностью до 3,5 тонн включительно потенциально возможный к получению годовой доход составляет 600 000 руб.