Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ вносит изменения в НК РФ (ст. 23, 88, 91, 92 и 169) и Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ст. 6.2).
Хотим мы того или нет, но цифровизация прочно входит в нашу жизнь. Вносимые законом № 371-ФЗ изменения направлены на создание национальной системы прослеживаемости товаров (НСПТ).
Такая система призвана обеспечить сбор, учет и хранение сведений:
- о товарах, подлежащих прослеживаемости;
- операциях, связанных с оборотом таких товаров.
Создание механизма прослеживаемости продукции (товаров) от производителя до потребителя – это в первую очередь цифровизация государственного надзора. По задумке законодателя, НСПТ должна так изменить процессы, чтобы бизнес был прозрачным для надзорных органов, а они не обременяли работу бизнеса.
Предпосылки создания НСПТ
Первый кирпичик в создание НСПТ был заложен еще полтора года назад, а именно 29.05.2019, когда в г. Нур-Султане было заключено Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – соглашение). Это соглашение было ратифицировано РФ (Федеральный закон от 02.12.2019 № 386-ФЗ).
Именно соглашением определен понятийный аппарат, который лег в основу норм закона № 371-ФЗ.
Соглашением предусмотрено создание двух сегментов системы прослеживаемости:
- наднациональной системы, которая обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами – членами ЕАЭС прослеживаемого товара;
- национальной системы, обеспечивающей прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств – членов ЕАЭС.
Создание НСПТ призвано обеспечить готовность ее функционирования в рамках наднациональной системы прослеживаемости товаров и апробировать контрольные функции.
НСПТ распространяется на компании и индивидуальных предпринимателей.
Термины и определения
В основу норм закона № 371-ФЗ лег определенный соглашением понятийный аппарат.
Напомним, что НК РФ (ст. 11) устанавливает правила применения институтов, понятий и терминов, используемых в кодексе. Специальные значения институтов, понятий и терминов других отраслей законодательства используются в НК РФ только в тех случаях, когда сам кодекс такие понятия не устанавливает. В части прослеживаемости товаров для целей НК РФ следует руководствоваться определениями, которые используются в соглашении.
Так, в НСПТ под оборотом товаров понимается:
- выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
- реализация прослеживаемых товаров на таможенной территории ЕАЭС;
- перемещение этих товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в связи с реализацией и в случаях, определенных Евразийской экономической комиссией в соответствии с пунктом 4 статьи 4 соглашения.
Понятие «прослеживаемость» в рамках НСПТ означает организацию учета товаров и операций, связанных с оборотом прослеживаемых товаров.
В целях НСПТ под реализацией товаров понимают передачу любым из предусмотренных законодательством государств-членов способов права владеть, пользоваться и распоряжаться товарами от одного лица другому лицу.
В НСПТ понятие «розничная торговля» означает вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для их использования в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. А сопроводительный документ – это счет-фактура или иной документ, определенный законодательством государства-члена, сведения из которого включаются в НСПТ.
Какие товары и по какому принципу будут прослеживать
Соглашением (п. 2, 3 ст. 2 и п. 3 ст. 4) определено, что прослеживаемость осуществляется в отношении следующих товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС:
- товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- не помещенных под указанную таможенную процедуру товаров, которые:
- конфискованы или обращены в собственность (доход) государства иным способом;
- на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- товаров, задержанных таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС и не востребованных в установленные сроки лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров.
Прослеживать товары будут не посредством привычного уже нанесения контрольно-идентификационных знаков (маркировки), а на документарном принципе.
Обновленный перечень обязанностей налогоплательщиков
Теперь обратимся к поправкам в НК РФ. Одной из них статья 23 кодекса дополнена новым пунктом 2.3. Этой нормой установлена обязанность для налогоплательщиков, осуществляющих операции с прослеживаемыми товарами, представлять в налоговый орган отчеты об операциях с такими товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости. В каких случаях это потребуется и каков будет порядок представления таких документов, установит Правительство РФ.
Дополнения в порядке проведения камеральных проверок
Статью 88, устанавливающую порядок проведения камеральных проверок, закон № 371-ФЗ дополнил пунктом 8.9. Из его содержания следует, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации ИФНС вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с прослеживаемыми товарами. Запросить такие документы налоговики могут при выявлении несоответствий:
- между сведениями, содержащимися в представленной налогоплательщиком налоговой декларации, и сведениями в составе отчета и (или) документов, содержащих реквизиты прослеживаемости;
- между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете, представленном в ИФНС другим налогоплательщиком (не являющимся плательщиком НДС), осуществляющим операции с прослеживаемыми товарами;
- между сведениями об операциях в составе отчета и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с прослеживаемыми товарами.
При этом налоговики не вправе повторно истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с прослеживаемыми товарами, при выявлении несоответствий, если такие документы налогоплательщик ранее уже представлял в ИФНС в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Перечисленные дополнительные требования к камеральным проверкам касаются деклараций, обязанность по представлению которых возложена на налогоплательщика в соответствии с пунктом 2 статьи 80, главами 21 и 26.2 НК РФ, или налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика в соответствии с главой 26.1 НК РФ.
Новации в счетах-фактурах
Поправки затронули статью 169 НК РФ, касающуюся счетов-фактур.
При реализации прослеживаемых товаров счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, нужно будет выставлять в электронной форме.
Исключение сделано для случаев:
- реализации прослеживаемых товаров:
- физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;
- плательщикам НПД;
- экспорта (реэкспорта);
-
реализации и перемещения товаров с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС.
Декларацию по НДС планируется дополнить, в частности, сведениями:
-
о присвоенном регистрационном номере партии прослеживаемого товара (РНПТ). РНПТ формируется на основании регистрационного номера декларации на товары (ДТ) и показателя графы 32 декларации на товары, между которыми стоит знак «/». РНПТ имеет вид:
XXXXXXXX/XXXXXX/XXXXXXX/XXX, где:
1 2 3 4
элемент 1 (восемь знаков) – код таможенного органа, зарегистрировавшего ДТ;
элемент 2 (шесть знаков) – дата регистрации ДТ (день, месяц, две последние цифры года);
элемент 3 (семь знаков) – порядковый номер ДТ, присваиваемый по журналу регистрации ДТ зарегистрировавшим таможенным органом;
элемент 4 (три знака) – порядковый номер декларируемого товара;
- о количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости;
- количестве товара, подлежащего прослеживаемости (в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости).
Обратите внимание: согласно новой редакции абзаца 2 пункта 2 статьи 169 НК РФ неуказание (неверное указание) в счете-фактуре перечисленных сведений не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.
Приобретая прослеживаемые товары, организации и (или) ИП обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по ТКС. Оператор ЭДО должен являться российской организацией и соответствовать требованиям, утвержденным ФНС России.
Новая обязанность налоговой службы
Статьей 3 закона № 371-ФЗ внесено дополнение в закон № 943-1. Вновь введенная в этот закон статья 6.2 обязывает ФНС России обеспечивать:
- создание, внедрение и сопровождение НСПТ;
- сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в НСПТ;
- обмен сведениями между НСПТ и иными государственными информационными системами;
- контроль операций с товарами, включенными в перечень прослеживаемых товаров.
Отметим, что перечисленные функции оператора информационной системы были возложены на налоговую службу постановлением Правительства РФ от 25.06.2019 № 807.
Этим документом Правительство РФ постановило провести эксперимент по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Эксперимент проводится с 01.07.2019 по 31.12.2020 в целях:
- апробации полноты и достаточности функционирования информационной системы для сбора, учета, хранения и обработки сведений о товарах в целях обеспечения противодействия незаконному ввозу и обороту на территории РФ, включая ввоз и оборот контрафактных товаров, а также для выработки направлений дальнейшего развития механизма прослеживаемости товаров;
- подтверждения подлинности товаров, стандартизации и унификации процедур учета их оборота на территории РФ;
- повышения собираемости таможенных платежей и налогов;
- оценки эффективности и результативности информационной системы;
- подготовки предложений по внесению изменений в законодательство РФ;
- определения методики масштабирования информационной системы на товары, не указанные в приложении к положению о проведении эксперимента.
Вступление в силу
Закон № 371-ФЗ (за исключением отдельных положений) вступил в силу 09.11.2020 – это день опубликования на официальном интернет-портале правовой информации.
А внесшие поправки в НК РФ статьи 1 и 2 закона № 371-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2021 года.