Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ внесены дополнения в НК РФ, освобождающие от налогообложения меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), а также граждан.
Пакет поправок в НК РФ: курс на совершенствование налогового законодательства
Льгота по НДС
Для начала отметим подпункт 21 пункта 2 статьи 146 НК РФ, в котором указаны меры поддержки (в виде работ, услуг, передачи имущественных прав), которые на безвозмездной основе реализуют:
-
федеральные и региональные органы исполнительной власти;
-
институты развития;
-
корпорация развития МСП и ее дочерние общества;
-
организации:
– включенные в Единый реестр организаций инфраструктуры поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.07.07 № 209-ФЗ в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий. Имеются в виду коммерческие и некоммерческие организации, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при реализации программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов МСП предпринимательства и их поддержки;
– осуществляющие функции по поддержке экспорта в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий в соответствии с Федеральным законом от 08.12.03 № 164-ФЗ.
Введенная норма действует задним числом и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019 (п. 16 ст. 10 закона № 305-ФЗ).
Пример
Автономная некоммерческая организация (АНО) зарегистрирована в Едином реестре организаций инфраструктуры поддержки МСП. В декабре 2019 года АНО оказала безвозмездно информационно-консультационные услуги субъекту МСП. НДС с оказанных услуг был начислен с рыночной стоимости 46 780 руб., которую организация определила методом сопоставимых рыночных цен (ст. 105.9 НК РФ). Исчисленная сумма НДС 9356 руб. (46 780 х 20 %) и рыночная стоимость услуги были приведены в счете-фактуре, который был оформлен в одном экземпляре. Данные счета-фактуры были перенесены в книгу продаж и учтены при оформлении налоговой декларации по НДС за IV квартал 2019 года.
Поскольку норма об освобождении от обложения НДС (подп. 21 п. 2 ст. 146 НК РФ) оказанных услуг распространена на правоотношения, возникшие с 01.01.2019, организация вправе вернуть из бюджета начисленную сумму НДС 9356 руб.
Налогоплательщику, обнаружившему ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, положения части первой НК РФ предписывают:
-
в текущем налоговом (отчетном) периоде перерассчитать налоговую базу и сумму налога за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения) (абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ);
-
внести необходимые изменения в ранее поданную налоговую декларацию и представить в ИФНС уточненный ее вариант (п. 1 ст. 81 НК РФ).
В данном случае в исчислении налоговой базы по НДС за IV квартал 2019 года в момент оформления соответствующей декларации искажения не было, поскольку в то время действовала исключительно общая норма по возникновению объекта обложения налогом и при безвозмездном оказании указанных услуг.
Поэтому вернуть исчисленную сумму НДС 9356 руб. организация вправе в III квартале текущего года, когда вступило в силу рассматриваемое положение (п. 1 ст. 10 закона № 305-ФЗ). Для этого в книгу покупок за этот налоговый период логично перенести данные из счета-фактуры, оформленного в 2019 году при начислении НДС, приложив его копию.
Возврат НДС в другие налоговые периоды налоговиками может восприниматься неоднозначно.
Изменения в налоге на прибыль и НДФЛ
-
от органов государственной власти, органов местного самоуправления;
-
корпорации развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерних обществ;
-
организаций, включенных в Единый реестр организаций инфраструктуры поддержки МСП в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий;
-
организаций, осуществляющих функции по поддержке экспорта в соответствии с законом № 164-ФЗ, опять же в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий, –
в случае если выполнение указанных работ (оказание услуг), передача имущественных прав осуществлялись в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.
Действие введенной в НК РФ нормы (подп. 61 п. 1 ст. 251) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Пример 2
Используем данные примера 1, рассмотрев ситуацию со стороны субъекта МСП. В декабре 2019 года предприятие получило безвозмездно информационно-консультационные услуги рыночной стоимостью 46 780 руб. Эту сумму налогоплательщик учел во внереализационных доходах (п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ) при определении облагаемой базы по налогу на прибыль за 2019 год.
Распространение рассматриваемой нормы на правоотношения, возникшие с начала 2019 года, позволяют налогоплательщику уменьшить размер облагаемой базы на указанную сумму. И в этом случае такое уменьшение логично совершить в III квартале текущего года, оформив для этого бухгалтерскую справку.
Поскольку никаких изменений в бухгалтерском учете ни в 2019, ни в 2021 году не будет, то в текущем отчетном периоде в бухучете возникнет постоянная разница в сумме 46 780 руб. Она способствует возникновению постоянного налогового дохода (ПНД), поскольку приводит к уменьшению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02), утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
Факт образования ПНД в учете отражают записью:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «Постоянные налоговые расходы (доходы)»
- 9356 руб. (46 780 х 20%) – начислен постоянный налоговый доход.
Что касается АНО, то введенная норма в части налога на прибыль налоговой экономии не дает, поскольку расходы в виде стоимости безвозмездно оказанных услуг в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Введенная норма (подп. 61 п. 1 ст. 251 НК РФ) распространяется также на доходы в виде работ (услуг), имущественных прав, полученных от физических или юридических лиц, если оплата стоимости указанных работ (услуг), имущественных прав осуществлена названными лицами в рамках выполнения ими вышеуказанных полномочий.
Также дополнение внесено в статью 217 НК РФ, в которой приведен перечень доходов, освобожденных от обложения НДФЛ. Законодатель не стал обдумывать формулировку введенного пункта 86, а сделал корреспондирующую ссылку к доходам, указанным в подпункте 61 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
То есть полученные безвозмездно гражданином доходы в виде работ (услуг), передачи имущественных прав, функций по поддержке экспорта, осуществленных в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, от перечисленных ранее структур в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов МСП не учитываются при определении облагаемой базы по НДФЛ.