Организация переносила (переустраивала) сети и сооружения связи в ходе реконструкции объекта капитального строительства. В результате один из перестраиваемых объектов ликвидирован. В качестве компенсации потерь собственника объекта организация создала новый объект и приняла его к учету. Поскольку работы финансировались из бюджета, возник указанный вопрос.
Какие работы льготируются?
Ответ налоговой службы должен порадовать налогоплательщика. ФНС России пришла к благожелательному выводу относительно правил применения подпункта 11.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Напомним, что этот подпункт появился в главе 25 НК РФ не так давно благодаря Федеральному закону от 27.11.2018 № 424-ФЗ. Норма сразу потребовала многочисленных разъяснений, а потом ее еще и исправляли, внося поправки Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
В подпункте 11.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ сказано, что не облагаются налогом на прибыль доходы компании в виде результатов работ по переносу или переустройству основных средств, принадлежащих ей на праве собственности или оперативного управления, выполненных сторонними лицами в связи с созданием или реконструкцией иного объекта капитального строительства или линейных объектов госсобственности. При этом финансирование производится полностью или частично за счет бюджетных средств.
Иначе говоря, если какая-то организация снесет имущество налогоплательщика, восстановит объект на новом месте и все это оплатит бюджет, то у самого налогоплательщика – владельца имущества никакого дохода не появится.
Большое количество таких работ предусмотрено, например, программой реновации жилищного фонда в городе Москве (утв. постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-ПП).
Возможность частичного финансирования за счет бюджета появилась как раз благодаря упомянутому закону № 325-ФЗ. А в чем состоит новая проблема?
НК РФ не ставит применение положений подпункта 11.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ в зависимость от того, было ли при переносе объекта сохранено первоначальное основное средство или в результате проведенной работы создан новый объект. Ничего об этом не сказано и в московском законодательстве.
Вот и возник вопрос: действует ли льгота из рассматриваемой нормы НК РФ (подп. 11.2 п. 1 ст. 251) в тех случаях, когда в результате выполнения указанных работ объект ликвидируется, а созданный в компенсацию потерь объект принимается компанией к учету?
Налоговики оказались очень лояльны. По их мнению, под переносом объекта здесь в равной степени понимается как физическое перемещение объекта с места его первоначального расположения на новое место, так и снос объекта с одновременным или последующим возведением на новом месте другого объекта.
При этом положения НК РФ (подп. 11.2 п. 1 ст. 251) применяются в тех случаях, при которых результаты этих работ (независимо от способа их осуществления) не привели к изменению функционального назначения указанных объектов, действующего до проведения таких работ (письмо Минфина России от 09.09.2020 № 03-03-06/1/7900).
В общем, льготу можно применять и в том и в другом случае. Но нужно помнить, что не подлежит амортизации имущество, созданное в результате работ, указанных в подпункте 11.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ (подп. 10 п. 2 ст. 256 НК РФ).
На что льгота не распространяется?
Иначе будет складываться ситуация с налогом на прибыль, если, получив требование очистить участок, налогоплательщик сам найдет исполнителя, который снесет, перенесет и восстановит объект госсобственности, а потом получит из бюджета компенсацию (письмо Минфина России от 26.09.2019 № 03-03-06/1/74014).
Как заявили чиновники, доходы, полученные налогоплательщиками в качестве компенсации понесенных ими расходов, возникающих при работах по переносу, переустройству принадлежащих им на праве собственности объектов в рамках создания объектов капитального строительства, находящихся в госсобственности, не подпадают под действие нормы подпункта 11.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Поэтому при формировании налоговой базы по налогу на прибыль такие доходы учитываются в общем порядке.
Впрочем, логика здесь есть. Если государство само все снесет и перенесет, то у налогоплательщика в учете не появится ни доходов, ни расходов. Неприятным будет лишь запрет на амортизацию. В случае же получения компенсации из бюджета у чиновников есть основания предполагать, что организация имеет право учесть свои затраты на перенос в составе налоговых расходов. Тогда сумма компенсации просто перекрывает эти расходы, и в итоге в налоговой базе по налогу на прибыль должен появиться тот же самый нулевой результат.