Особенности работы с должниками в условиях пандемии
Проблема задолженности по платежам за услуги ЖКХ была всегда, но в данный момент сильно обострилась на фоне протекающей пандемии. В чем же кроются причины увеличения количества долгов и должников?
Причины таковы:
- объявление всеобщей самоизоляции и перевод на удаленную работу сотрудников компаний;
- массовые сокращения и вследствие этого снижение доходов населения на долгий срок;
- Постановление Правительства РФ № 424 от 02.04.2020, которое гласит, что с апреля и до конца 2020 года наложен мораторий на начисление пени за несвоевременную оплату услуг ЖКХ и отменяются меры пресечения задолженности, такие как приостановка или ограничение поставки коммунальных услуг должникам если не оплачено более, чем за 2 периода.
- массовая истерия и тотальный информационный сбой, вызванные пандемией COVID-19.
В связи с увеличением количества должников и долгов и усложнением ситуации в мире, компании, поставляющие ЖКУ должны принимать сверхмеры для пресечения и уменьшения долгов, то есть, своих убытков.
Помимо нововведений, желательно, чтобы у компании процесс взыскания и профилактики задолженностей был автоматизирован и применялись стандартные меры, такие как обзванивание должников, рассылка письменных претензий, выезд на долговые адреса и взыскание долгов в судебном порядке.
Вот ряд дополнительных мер, которые помогут УК оставаться на плаву и продолжать корректную работу:
- расклеивание объявлений о работах, проводимых в УК и о возможных способах дистанционной оплаты
- рассылка дополнительных листовок в почтовые ящики с информацией о возможных способах дистанционной оплаты
- разделение должников на 2 группы:
- Постоянные должники
- Должники, ставшие таковыми на карантине;
- информирование жильцов о том, что УК продолжают в полной мере выполнять свои обязанности по обеспечению жилых домов ЖКУ и дополнительно производят дезинфекцию мест общего пользования за свой счет;
- информирование жильцов о том, что время действия моратория в один момент закончится и за ЖКХ рано или поздно придется платить, и чем дольше не платить, тем больше будет долг и тем сложнее будет его отдавать;
- информирование жильцов о различных возможных способов дистанционной оплаты;
- поиск и использование дополнительных контактов жильцов;
- организация мобильных пунктов приема оплаты;
- организация способов и каналов дистанционной связи с жильцами;
- организация подразделений по работе с должниками;
- передача данной работы на аутсорсинг;
- совместное использование предыдущих двух методов по работе с должниками.
Передача на аутсорсинг может быть 2-ух типов:
- Агентская схема.
- Уступка права требования задолженности.
Законным методом является только первый вариант. Важно выбрать надежного контрагента для повышения собираемости долгов и уменьшения количества должников, иначе УК получит массовые жалобы и ухудшение репутации.
УК надо решать вопросы задолженностей оперативно и всеми законными методами, применять все советы, приведенные в статье и тогда проблема с должниками не будет стоять так остро и пойдет на спад.