С 1 марта 2022 года организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Одна из особенностей нового порядка – отсутствие плановых контрольных мероприятий.
Налоговые органы будут проводить такие профилактические мероприятия как информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит.
Контрольные мероприятия
1. Контрольная закупка
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления. Проводится она в присутствии 2 свидетелей или 2 должностных лиц либо с применением видеозаписи. Контрольная закупка может включать осмотр и эксперимент. После завершения контрольной закупки контролер объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет служебное удостоверение и копию решения о проведении контрольной закупки на бумажном носителе либо в форме электронного документа. Если проверяющие выявили нарушения, может быть принято решение о необходимости формирования и печати, контролируемым лицом отчета о текущем состоянии расчетов.
2. Документарная проверка
Документарная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании имеющихся в распоряжении документов контролируемых лиц. Такая проверка может включать получение письменных объяснений, истребование документов, экспертизу. Срок проверки не может превышать 10 рабочих дней. Этот срок не включает период с момента направления контролерами требования представить необходимые для рассмотрения документы до момента представления документов, период с момента направления контролируемому лицу, например, информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления пояснений.
3. Выездная проверка
Выездная проверка проводится при взаимодействии с контролируемым лицом в целях оценки соблюдения обязательных требований, а также оценки выполнения решений налоговой инспекции. О выездной проверке контролируемое лицо не уведомляется. Она может включать осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, экспертизу, эксперимент. Если проверяют малое предприятие, общий срок взаимодействия с проверяющими составляет 50 часов, а если микропредприятие – 15 часов.
Для организации, которая ведет деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок выездной проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу. Если выявлены нарушения, после оформления акта контролеры выдадут предписание об устранении нарушения с указанием сроков и о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда ценностям, охраняемым законом.
4. Наблюдение за соблюдением обязательных требований
Наблюдение за соблюдением обязательных требований представляет собой сбор и анализ данных о деятельности контролируемых лиц, в том числе полученных при межведомственном взаимодействии, предоставленных контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, из интернета, полученных с использованием автоматических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, иных общедоступных данных. Данный вид контрольных мероприятий проводится без взаимодействия с контролируемым лицом на основании заданий уполномоченных должностных лиц. При проведении мероприятия не требуется принимать решение о проведении контрольных мероприятий.
Если выявлены факты причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда ценностям, охраняемым законом, налоговая инспекция может принять решение о проведении внепланового контрольного мероприятия, решение об объявлении предостережения, решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.
5. Выездное обследование
В ходе выездного обследования оценивается соблюдение обязательных требований. Как и наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование проводится на основании заданий уполномоченных должностных лиц без взаимодействия с контролируемым лицом. Контролируемое лицо предварительно не уведомляется. При выездном обследовании на общедоступных производственных объектах может совершаться осмотр.
В случае выявления проверяющими признаков нарушений они вправе незамедлительно провести контрольную закупку. Если с момента начала контрольной закупки и до ее завершения фискальные данные налоговая инспекция не получила, акт составляется и направляется контролируемому лицу в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки. При проведении мероприятия не требуется принимать решение о проведении контрольных мероприятий.
Аудиофиксация, фотофиксация и видеофиксация
Для фиксации доказательств нарушений проверяющими может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись. Фотосъемка при необходимости используется для фиксации нарушения обязательных требований при проведении осмотра. Видеозапись при необходимости используется в случаях проведения осмотра, невозможности однозначной идентификации нарушений обязательных требований при фотосъемке, проведения опроса.Аудиозапись при необходимости используется при проведении опроса. Кроме того, видео- и аудиозапись применяются, если контролируемое лицо или его представитель отказывается от письменного объяснения.
Итоги проверки
По окончании контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт. Он оформляется на месте в день окончания мероприятия. Если выявлено нарушение, в акте конкретизируется, какая именно норма нарушена. Контролируемое лицо знакомится с содержанием акта и подписывает его. В случае отказа от подписания в акте делается соответствующая отметка. После оформления акта контролируемому лицу выдается предписание об устранении нарушений с указанием сроков.
Если проводилась документарная проверка, акт направят в электронном виде. Организации и предприниматели, которые посчитают, что их права нарушены, могут в досудебном порядке обжаловать решение о проведении контрольных мероприятий, акты контрольных мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений, действия должностных лиц. Жалоба рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.