Тремя федеральными законами от 15.10.2020 – № 320-ФЗ, 323-ФЗ и 335-ФЗ – законодатель внес изменения в ряд глав НК РФ.
НДС
Закон № 320-ФЗ внес дополнения в статью 146 НК РФ. Эта статья определяет объект налогообложения по НДС. А пунктом 2 этой статьи определен перечень того, что не является объектами обложения НДС. Законодатель дополнил этот перечень, а точнее подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ.
До поправки объектом обложения НДС не являлась реализация имущества и (или) имущественных прав налогоплательщиков – должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами). При открытии конкурсного производства в отношении организации-должника все ее имущество, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, признается составляющим конкурсную массу и должно быть реализовано путем проведения торгов (п. 1 ст. 131 и ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Такая реализация НДС не облагается (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Но процедура банкротства не лишает должника права продолжать по возможности производство товаров, выполнение работ, оказание услуг. Такая деятельность совместима с интересами кредиторов и не противоречит институту банкротства. Реализация же должником продукции по общим правилам не должна препятствовать и обложению НДС. Но в таком случае уязвимым становится покупатель, оплативший продукцию и получивший от должника-банкрота счет-фактуру с выделенным НДС. Налоговики считают, что такой покупатель не вправе получить вычет по уплаченному НДС, несмотря на то что наличие счета-фактуры такое право дает. Получается, что покупатель фактически несет бремя НДС как при оплате приобретенной продукции (безотносительно к тому, поступают ли далее суммы этого налога в бюджет от продавца), так и при последующей реализации своей продукции. Воспользоваться вычетом по НДС, предусмотренным в таких случаях по общему правилу, он не может, а это ведет к двойному налогообложению. В итоге нарушаются принципы равенства и экономической обоснованности налогообложения, заложенные в НК РФ. Неясности чреваты рисками, связанными с отказами в возмещении НДС, наложением налоговых санкций. На это указал КС РФ в постановлении от 19.12.2019 № 41-П. В этом же постановлении суд указал на то, что законодатель обязан устранить неясности норм НК РФ и обеспечить участников налоговых правоотношений понятными положениями.
Выполняя это указание КС РФ, законодатель дополнил подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Согласно закону № 322-ФЗ (ст. 1) теперь этим подпунктом признается, что не является объектом обложения НДС реализация товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников несостоятельными (банкротами) в соответствии с законодательством РФ.
Дополнение вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (15.10.2020), но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, то есть 1 января 2021 года.
Уточнение перечня субъектов МСП, освобожденных от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года
Закон № 320-ФЗ уточнил, что к субъектам МСП, освобождаемым от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборам за период с апреля по июнь 2020 года, относятся организации, созданные в период с 01.12.2018 по 29.02.2020. Но не все, а те, которые относятся к наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409. Организации должны быть включены в Единый реестр субъектов МСП.
Положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.
Налог на прибыль
Изменения в прочих расходах
Законом № 323 внесены изменения в статью 264 НК РФ. Этой статьей установлен перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В этот перечень включены, в частности, налогоплательщики, которые осуществляют производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Такие налогоплательщики могут учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией:
- потери в виде стоимости списываемой бракованной, утратившей товарный вид, а также
- не реализованной в установленные НК РФ сроки (морально устаревшей) продукции СМИ и книжной продукции.
Согласно действующей редакции абзаца первого подпункта 44 пункта 1 статьи 264 НК РФ пороговое значение потерь составляет не более 10 % стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С 01.01.2021 года планка порогового значения поднимется до 30% стоимости тиража.
Расходом признается стоимость СМИ, не реализованного в течение следующих сроков:
- для периодических печатных изданий – в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания (абз. 3 подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- для иных непериодических печатных изданий – в пределах 24 месяцев после выхода их в свет (абз. 4 подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Деятельность в области СМИ и производства печатной продукции включена в перечень наиболее пострадавших от коронавируса отраслей российской экономики, которым нужна дополнительная государственная поддержка. Частично такая поддержка реализована путем корректировки нормы статьи 264 НК РФ.
Изменения во внереализационных расходах
Законом № 335-ФЗ пункт 1 статьи 265 НК РФ дополнен подпунктом 19.7. Согласно этому дополнению к внереализационным расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, отнесены расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование приобретения (создания) которых осуществлено за счет средств целевых субсидий, признаваемых внереализационными доходами.
Кроме того, дополнения затронули еще две статьи – 284.3 НК РФ (абз. 2 п. 1) и 284.3-1 НК РФ (абз. 2 п. 1).
Благодаря новшествам при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав) субсидии не будут учитываться в составе внереализационных доходов при расчете 90-процентного значения доли доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, в составе всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Расчет указанной доли необходим для определения права налогоплательщика на применение льготной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.
Реализация закона № 335-ФЗ позволит избежать возникновения у налогоплательщиков, в том числе участников региональных инвестиционных проектов, дополнительного налогового бремени в случае безвозмездной передачи в государственную или муниципальную собственность имущества, приобретенного (созданного) ими за счет средств полученной субсидии.