Счетная палата изучила ЖКХ сферу в вопросе теплоснабжения и выявила целый сонм недостатков: нехватка нормативов и законов, которые регулировали бы все аспекты деятельности, неповоротливая система управления, отсутствие единого органа власти, который мог координировать всю масштабную деятельность по теплоснабжению. Кроме того была выявлена недоработка в создании единых подходов к решению постоянно появляющихся задач.
В результате сложилась такая структура, в которой властные органы отвечают за свой отдельный участок работы, а координирующего единого органа нет в природе.
В частности, схемы теплоснабжения, например, разрабатывают муниципалитеты, а тарифы определяют региональные и федеральные власти. И часто эти проекты развиваются параллельно, создавая неразбериху и неуправляемость всей системы.
Еще одна проблема – отсутствие систематизированных данных о реальном состоянии инфраструктуры ЖКХ, нет внедренных систем автоматизированного контроля, а информация о реальном износе оборудования значится только, как уровень амортизации в бухгалтерских отчетах.
Все это вкупе дает смутное понимание реального состояния тепловой сферы ЖКХ, непредсказуемость доходов в перспективе. Также необходимо провести оценку, насколько способны граждане оплачивать постоянно растущие тарифы ЖКХ. Как вариант, при установке предельного уровня индексации можно ориентироваться на возможности домохозяйств. А для этого все этапы и уровни необходимо увязать в единую систему с одним координирующим центром. Это позволит получать объективную информацию о состоянии отрасли, платежеспособности населения и устанавливать тарифы без негативных социальных последствий.
Для реализации этого и повышения эффективности отрасти в целом, счетная палата рекомендует:
- выделить орган власти, который возьмет на себя координирующую функцию в сфере теплоснабжения;
- установить предельные лимиты для индексации минимум на три года;
- при необходимости корректировать тарифы в течение этого срока.