Ни один закон не бывает универсальным. Практика применения обязательно подкинет такие ситуации, что диву даешься. Вопросы, на которые даны ответы в письме ФНС России от 12.10.2020 № АБ-4-20/16632@, хотя и не поставили чиновников в тупик, но побудили дать обтекаемые ответы.
Речь о налоге на профессиональный доход (НПД), который, пожалуй, можно считать первым по-настоящему цифровым налогом. Регистрация, работа, уплата – все может происходить в виртуальном мире. А цифровой мир, как известно, границ не имеет.
Большое количество российских граждан проживают за границей, имея при этом вполне себе действительную российскую регистрацию. Однако если такие граждане теряют статус налогового резидента (п. 2 ст. 207 НК РФ), то их доходы в РФ государство облагает НДФЛ по повышенной ставке–30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).
С принятием Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗпоявился НПД. Он является заменой как раз НДФЛ, а ставки НПД уже не зависят от резидентства плательщика.
И вот вопрос: имеет ли право российский гражданин, постоянно проживающий за рубежом, работающий дистанционно в сети Интернет, оказывать услуги российским заказчикам и перейти на НПД?
Вроде бы получается так, что может.
На НПД могут перейти не только российские граждане, но и граждане стран ЕАЭС. Про налоговое резидентство в законе № 422-ФЗ нет ни слова.
Злую шутку с налоговиками сыграл пункт 1 статьи 2 закона № 422-ФЗ. В нем сказано, что применять НПД вправе физические лица, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент. Но что считать для НПД местом ведения деятельности, в законе ничего не сказано. Чиновники путались и гипотезы высказывали самые разные (письма ФНС России от 14.03.2019 № АС-17-3/56, от 18.11.2019 № СД-4-3/23424@и Минфина России от 06.09.2019 № 03-11-11/68809). В итоге признали, что понятие «место ведения деятельности» не определено для дистанционной работы. Раз положения закона № 422-ФЗ не содержат определения места ведения деятельности, осуществляемой дистанционно, то место ведения указанной деятельности может определяться по выбору самого плательщика НПД:
- или по месту нахождения налогоплательщика НПД,
- или по месту нахождения покупателя или заказчика.
При этом налоговики указали, что согласовали свою точку зрения с финансистами.
В комментируемом письме чиновники уточнили, что физические лица, изъявившие желание перейти на НПД, обязаны встать на учет в качестве плательщиков НПД (п. 1–3 ст. 5 закона № 422-ФЗ). Но и это несерьезно.
Напомним, что плательщики НПД должны использовать программу «Мой налог».Это компьютерная программа ФНС России, предназначенная для общения с налогоплательщиком и взимания НПД. Бумажные документы по почте не направляются.Для регистрации понадобятся паспорт и фотография. Если самозанятый зарегистрировал личный кабинет налогоплательщика, то паспортные данные и фото не понадобятся:данные у налоговиков и так уже есть. Если у инспекции нет возражений, она через программу уведомит налогоплательщика о том, что он поставлен на учет. Дата постановки – дата подачи заявления.
Итак, российский «иностранец» предъявит по сети Интернет свой российский паспорт с российской регистрацией, и все! Что, собственно говоря, в комментируемом письме признают и сами чиновники. Программа «Мой налог» работает независимо от физического размещения гражданина.
На наш взгляд,понятие налогового резидентства «по земле» нужно изживать. Не работает оно в цифровом мире.
Но вот получить от системы справку о доходах на английском языке никак не получится. «Мой налог» выдает в электронной форме следующие справки:
- о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход (КНД 1122035);
- о состоянии расчетов (доходах) по НПД (КНД 1122036).
Достоверность сведений в этих справках подтверждается ЭЦП налоговой инспекции, сформированной в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». И все справки – на русском языке. С переводом этой документации на язык страны пребывания российский «иностранец» на НПД должен действительно разбираться сам. Мало ли на каком языке она ему будет нужна.