Наивная надежда законодателя на то, что перевод порядка исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости решит большинство проблем, не оправдалась. Как мы знаем, пока не решился вопрос с НДС в кадастровой стоимости. А тут еще добавилась проблема с формированием региональными властями перечня объектов, по которым налог на имущество следует исчислять из кадастровой стоимости. Об этом свидетельствует и письмо ФНС России от 16.12.2020 № БС-4-21/20697@. Очевидно, оно является следствием недавно принятого постановления КС РФ от 12.11.2020 № 46-П.
О том, что выявленный постановлением № 46-П конституционно-правовой смысл подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике, ФНС России заявила еще в письме от 16.11.2020 № БС-4-21/18729@
Судебные разбирательства и позиция КС РФ
Налог на имущество организаций указан в перечне региональных налогов (п. 1 ст. 14 НК РФ). Быть или не быть этому налогу – решают законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Налог вводится в действие законами регионов и обязателен к уплате лишь на территории этих субъектов РФ. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ. Пунктом 7 этой статьи определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, административно-деловых центров и торговых центров и помещений в них (подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Для целей налогообложения (подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ) торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание, строение или сооружение, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из нескольких условий. Одно из таких условий обусловлено расположением объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Из-за этого пассажа и возник спор, который дошел до КС РФ. Суть спора в следующем. У некой компании были в собственности здания. Ни под офисы, ни под торговые центры компания их не использовала. Несчастье этих объектов было в том, что располагались они на земельном участке, одним из видов разрешенного использования которого как раз и было размещение административных и офисных зданий, объектов торговли. На этом основании региональные власти включили скопом все спорные здания в объекты обложения налогом на имущество по кадастровой стоимости. И ни один суд до КС РФ не встал на защиту компании.
Да и КС РФ только отправил дело на пересмотр, приняв, на наш взгляд, странное решение. С одной стороны, высший конституционный орган судебного контроля признал положения НК РФ (подп. 1 п. 4 ст. 378.2) соответствующими Конституции РФ. С другой стороны, суд фактически заявил, что нельзя взимать налог по кадастровой стоимости лишь потому, что здания расположены на участке, одним из разрешенных видов использования которого названо размещение торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания.
Суд отметил, что требования к целевому использованию земельного участка (в том числе при его застройке и последующей эксплуатации) и условия градостроительного зонирования и планировки территории определяют нормы земельного и градостроительного законодательства. Но эти нормы не предназначены регулировать установление или исчисление налога на имущество организаций и другие отношения между казной и налогоплательщиком. Основные условия установления налога, включая налоговую базу по конкретному налогу (хоть и обусловленную, как в налоге на имущество, землепользованием и градостроительной деятельностью), определяет НК РФ.
При всем уважении к высокому суду отметим, что признанные конституционными нормы НК РФ (подп. 1 п. 4 ст. 378.2) нельзя оставлять в неизменном виде, потому что формально объекты недвижимости так и будут попадать в число облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости исходя из целевого использования земельного участка. Но суд просто погрозил: мол, не делайте так, нехорошо это, и поправок в НК РФ никаких не надо.
После такого решения налогоплательщики отправились за разъяснениями к налоговикам. А что государевы мытари? А они вполне предсказуемо отфутболили налогоплательщиков к местным властям. Ведь это они формируют перечень объектов, вот теперь это их головная боль – разбираться с составом перечня в свете благих пожеланий КС РФ. Грубо говоря, власти на местах должны выяснять, используется объект как торговый центр или нет. Или это вообще не торговый центр.
Исполнение постановления КС РФ
Еще раз вернемся к упомянутому в начале письму № БС-4-21/18729@, касающемуся исполнения постановления № 46-П.
Налоговая служба поручила руководителям УФНС России в регионах, во-первых, довести постановление до сотрудников подчиненных ИФНС. Именно они должны обеспечить его применение в соответствующих правоотношениях с участием налоговых органов. Во-вторых, руководителей региональных управлений налоговой службы обязали проинформировать о постановлении № 46-П органы исполнительной власти на подведомственных территориях. ИФНС на местах обязаны будут направлять этим властям запросы относительно обоснованности сведений в перечнях. Тем самым ФНС России тонко дала понять, что местные власти вместе с налоговиками будут отвечать за правомерность этих сведений в случае оспаривания налогоплательщиком-организацией применения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости.
Нюансы срока принятия перечня исполнительной властью
Что же касается сроков принятия перечней, то для местных властей есть хорошие новости. Они отражены в определении ВС РФ от 30.11.2020 № 307-ЭС20-19043. В рассматриваемом споре налоговики начислили организации налог на имущество с объекта по кадастровой стоимости. Компания обратилась в суд, указав, что перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, был опубликован в региональной газете от 23.03.2018 № 12. Организация сочла, что только с этого момента перечень стал определять для компаний права и обязанности по налогу на имущество. Но суд не согласился с организацией, отметив следующее. Местные власти обязаны не позднее 1-го числа очередного налогового периода разместить перечень недвижимости на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Федерации (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). В рассматриваемом споре перечень недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости на 2018 год, был опубликован 31.12.2017 на официальном сайте местных властей. Последующая публикация в газете правового значения уже не имеет.
Так что в текущем году у субъектов РФ есть время в последний день декабря до 23:59:59 опубликовать перечни, чтобы они начали действовать в 2021 году.