Приказом ФНС России от 14.01.2021 № ЕД-7-21/9@ утверждены пять новых форм документов. Они касаются имущественных налогов: земельного, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц.
Необходимость применять эти формы возникла после принятия Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ. Закон, в частности, усовершенствовал процедуру рассмотрения налоговыми органами документов, полученных от налогоплательщиков – физических лиц и организаций.
Возможно, какие-то компании до конца марта получат от налоговиков одну из вновь утвержденных форм. Речь идет о форме (КНД 1121106), утвержденной приказом № ЕД-7-21/9@ (приложение 1). В названии указано, что эта форма будет направлена налогоплательщику, если ИФНС выяснит наличие оснований, которые не позволяют представить налоговую декларацию по налогу на имущество организаций в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ.
Выбор ИФНС для представления единой декларации
Чтобы разобраться, о чем идет речь, начнем издалека, а точнее с положений статьи 14 НК РФ. Пункт 1 этой статьи закрепляет за налогом на имущество организаций роль доходного источника региональных бюджетов.
Страна у нас большая, поэтому администрирование налога на имущество (в части постановки на учет) разграничивает понятия:
-
«налоговый орган по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества». Под таковым подразумевается ИФНС, осуществившая постановку на учет организации на основании сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, сообщаемых органами Роснедвижимости (п. 5 ст. 83 НК РФ), и
-
«налоговые органы по месту нахождения принадлежащих организации объектов недвижимого имущества». Под таковыми понимаются не только ИФНС, осуществлявшие постановку на учет организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества. Это и налоговые инспекции, в которых организация состоит на учете по иным предусмотренным НК РФ основаниям в пределах места фактического нахождения соответствующей недвижимости (муниципального образования, нескольких муниципальных образований, субъекта РФ и т. д.).
Как видим, даже на территории одного субъекта РФ налогоплательщик может быть зарегистрирован в нескольких ИФНС по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимости. Если налоговая база по каким-то из таких объектов определяется как их среднегодовая стоимость, представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов (далее – единая декларация) законодатель разрешил в одну из ИФНС по выбору налогоплательщика.
Это не касается перечисленных в подпунктах 1–4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектов:
-
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
-
нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов;
-
объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
-
жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
По перечисленным объектам налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ).
Налогоплательщики, которые выбрали ИФНС для представления единой декларации, должны уведомить об этом региональное управление ФНС России. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@. Направить уведомление необходимо до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором налогоплательщик намерен оформлять единую налоговую декларацию. Если говорить о налоговом периоде 2020 года, то уведомить налоговиков следовало до 01.03.2020.
Сроки рассмотрения уведомлений
На эту дату не были установлены сроки для рассмотрения документов сотрудниками УФНС. В конце прошлого года законодатель решил исправить положение, обязав рассматривать уведомления налогоплательщиков в течение 30 дней со дня их получения.
Если по какой-то причине у налоговиков не будет сведений, необходимых для рассмотрения уведомления (например, о постановке на учет в нескольких ИФНС по месту нахождения принадлежащих налогоплательщику «неторговых» объектов недвижимого имущества), УФНС направит запросы в соответствующие инспекции. В таком случае руководитель УФНС может продлить срок рассмотрения поступившего уведомления не более чем на 30 дней. О продлении срока налоговики проинформируют налогоплательщика, используя типовую (рекомендуемую) форму уведомления. Документ приведен в приложении 1 к схеме (методическим рекомендациям) по обработке формализованных сообщений, заявлений и уведомлений по вопросам налогообложения имущества (письмо ФНС России от 30.11.2020 № БС-4-21/19653@)
Указанная схема обработки документов применяется с 01.01.2021.
Основания для отказа
При выявлении оснований, препятствующих использованию единой декларации, УФНС опять-таки проинформирует налогоплательщика. Для этих целей и будет применена форма документа, приведенная в приложении 1 к приказу ФНС России от 14.01.21 № ЕД-7-21/9@.
В этой форме налоговики должны указать основания отказа.
Первое, на что обращают внимание фискалы, – используемая налогоплательщиком форма уведомления. Поскольку в упомянутом пункте 1.1 статьи 386 НК РФ говорится, что данная форма утверждается ФНС России, только к ней и должен обращаться налогоплательщик, пожелавший представлять единую декларацию.
В уведомлении налогоплательщику предлагается указать:
-
код УФНС по субъекту РФ;
-
полное наименование организации;
-
код налоговой инспекции на территории субъекта РФ, в которую будет представляться единая декларация;
-
налоговый период, в котором налогоплательщик собирается применять предусмотренный пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации.
Неверное указание приведенных реквизитов даст налоговикам повод для отказа в применении единой декларации.
Опять же в пункте 1.1 статьи 386 НК РФ приведен срок подачи уведомления: указана дата 1 марта с предлогом «до». В постановлении Президиума ВАС РФ от 14.01.03 № 9523/02 по делу № А41-К1-8587/02 указано, что предлог «до» используется в значении «не включая дату, следующую после этого предлога». Исходя из этого последним днем подачи уведомления становится 28 февраля (29 февраля в високосном году).
В текущем году 28 февраля приходится на воскресенье. В силу пункта 7 статьи 6.1 НК РФ днем окончания срока подачи уведомления будет ближайший следующий за ним рабочий день – понедельник 1 марта.
Не стоит подавать уведомление в регионах, в которых законами субъектов РФ установлены нормативы отчислений от налога на имущество организаций в местные бюджеты. На таких территориях положения пункта 1.1 статьи 386 НК РФ не применяются (абз. 6 п. 1.1 ст. 386 НК РФ), и подача уведомления здесь обречена на отказ.
В целях налогового контроля (п. 1 ст. 83 НК РФ) организации подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях, в частности, по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств. Если налогоплательщик выберет для подачи единой налоговой декларации инспекцию, в которой он поставлен на учет по месту нахождения транспортных средств, то в выборе такой инспекции ему также откажут. Выбирать нужно только из числа тех ИФНС, в которых налогоплательщик зарегистрирован по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества. И то не любых объектов, а только «неторговых», по которым налоговая база определяется как их среднегодовая стоимость.
Помните, что порядок сдачи единой отчетности в течение года изменить нельзя. Каждый год следует подавать новое уведомление.
Иные формы
В заключение отметим, что приказом № ЕД-7-21/9@ утверждены еще четыре документа:
-
формы документов о выявлении оснований, препятствующих:
– применению налогового вычета в соответствии с уведомлением о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу (приложение 2);
– предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц (приложение 3);
-
форма уведомления о прекращении исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения (приложение 4);
-
форма сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения (приложение 5).