Минфин России пришел к выводу, что организация может включить в расходы оплату дополнительных отпусков работников, только если такие отпуска прямо предусмотрены действующим законодательством.
В ст. 116 ТК РФ прямо поименованы дополнительные оплачиваемые отпуска работникам:
-
занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
-
имеющим особый характер работы;
-
работникам с ненормированным рабочим днем;
-
работникам, которые трудятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
-
в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Вывод Минфин России обосновал тем, что в состав расходов на оплату труда включается средний заработок, сохраняемый за работником на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ. При этом в расходах не учитываются затраты на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков работникам. Из дословного прочтения приведенных норм следует, что оплату дополнительных отпусков, предоставляемых по инициативе работодателя, нельзя включить в состав расходов.
Финансовое ведомство уже давно придерживается вышеприведенной позиции.
Некоторые суды поддерживают такой подход. Так, в постановлении от 08.11.2005 № Ф09-4994/05-С7 ФАС Уральского округа признал, что при расчете налога на прибыль не учитываются расходы на оплату дополнительного отпуска за непрерывный трудовой стаж, так как этот отпуск не предусмотрен трудовым законодательством.
Однако такой подход не единственно возможный. Дело в том, что по правилам п. 25 ст. 255 НК РФ организация может учесть другие расходы, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором. Дополнительные отпуска могут предоставляться организацией с учетом своих производственных и финансовых возможностей в соответствии коллективным договором или локальным нормативным актом. Получается, что предоставление работникам дополнительных отпусков на основании коллективных договоров также предусмотрено Трудовым кодексом, т. е. расходы на их оплату можно учесть. Такой позиции раньше придерживался Минфин России и некоторые суды.