Федеральный закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ приводит положения статьи 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в соответствие с действующими нормами статьи 427 НК РФ (в части пониженного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) (ОПС). А чиновники продолжают разъяснять, как правильно воспользоваться этой и другими льготами на практике.
Напомним, что поправки к НК РФ, которые призваны поддержать организации и ИП, ведущие деятельность в сфере информационных технологий (ИТ), стимулировать их развитие, были приняты Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ. Для таких организаций в НК РФ на период 2017–2020 годов было установлено право применения пониженных тарифов по страховым взносам на ОПС (в границах установленной предельной величины базы) в размере 8,0 %, а с 2021 года – в размере 6,0 %. В то же время пунктом 7 статьи 33 закона № 167-ФЗ было определено, что в течение 2018–2023 годов для страхователей в сфере ИТ-технологий применяется тариф страхового взноса 8,0 %.
Как это порой бывает, законодатель, внеся изменения в один документ, упустил из виду, что аналогичные нормы содержатся в других нормативно-правовых актах, а именно в законе № 167-ФЗ. Теперь нормы этого закона исправили, уточнили и расширили льготы.
Пониженные тарифы взносов
По аналогии с законом № 265-ФЗ для ИТ-организаций закон № 151-ФЗ установил начиная с 2021 года бессрочно более низкий тариф страховых взносов на ОПС (в рамках предельной базы) в размере 6,0 %. Кроме того, в законе № 167-ФЗ (подп. 6 п. 4) уточнено, что льготный тариф распространяется на те компании, которые:
- разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или)
- оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных.
Еще в перечень льготников по взносам на ОПС добавили (подп. 17 п. 4 ст. 33 закона № 167-ФЗ) организации, проектирующие и разрабатывающие изделия электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
Тарифы на ОПС для указанных страхователей определяет ПФР на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 % на финансирование накопительной пенсии).
Распределение тарифов по всем видам страхования (ОПС, ОСС и ОМС) для указанной категории плательщиков взносов в текущем году для сравнения с 2020 годом мы свели в таблицу.
Вид страховых взносов | Базовый тариф | |
2020 год | 2021 год | |
На обязательное пенсионное страхование (ОПС) | ||
для лиц 1966 года рождения и старше (на финансирование страховой пенсии) | 8 % <1> | 6 % <1> |
для лиц 1967 года рождения и моложе (с финансированием накопительной пенсии) | ||
– на финансирование страховой пенсии | 2 % | 0 % |
– на финансирование накопительной пенсии | 6,0 % | 6 % |
для лиц 1967 года рождения и моложе (без финансирования накопительной пенсии) | ||
– на финансирование страховой пенсии | 8 % | 6 % |
– на финансирование накопительной пенсии | 0 % | 0% |
На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ФСС РФ) | 2,0 % <2> | 1,5 % <2> |
На обязательное медицинское страхование в ФФОМС | 4,0 % <3> | 0,1% <3> |
Итого: | 14,0 % | 7,6 % |
<1> Тариф взносов применяется в границах предельной величины базы для этого вида страхования (в 2021 году – 1 465 000 руб.). Плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов (ст. 427 НК РФ), страховые взносы на ОПС по тарифу 10 % с сумм выплат физическим лицам, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, не исчисляют и не уплачивают (письмо Минфина России от 23.04.2019 № 03-15-06/29207).
<2> Тариф взносов применяется в границах предельной величины базы для этого вида страхования (в 2021 году – 966 000 руб.).
Чтобы перейти на применение льготы в 2021 году, плательщик взносов (компания, не являющаяся вновь созданной) должен одновременно выполнить три обязательных условия (п. 5 ст. 427 НК РФ):
- иметь государственную аккредитацию на ИТ-деятельность или свидетельство, удостоверяющее регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
- долю доходов за период с января по сентябрь 2020 года от IT-деятельности – не менее 90 % от суммы всех доходов компании;
- среднюю численность работников – не менее семи человек.
Уведомлять инспекцию о переходе на пониженные тарифы не требуется (письмо Минфина России от 23.11.2020 № 03-03-06/1/101948).
Условия для льгот по налогу на прибыль
Претенденту на льготы по налогу на прибыль и обязательным страховым взносам налоговики разъяснили (письмо ФНС России от 01.03.2021 № СД-4-3/2495), что ИT-деятельность и консультация по ИT-деятельности – это разные вещи. Государству нужно, чтобы айтишники делали что-то свое и новое, а не обслуживали чужое и старое.
В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 НК РФ для российских компаний, которые:
- ведут деятельность в области ИТ, реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора;
- оказывают услуги или выполняют работы по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных;
- устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, – налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3 %, а в бюджет субъекта РФ – 0 %.
Но, чтобы получить право на льготные ставки, вышеперечисленного недостаточно. Нужно соответствовать еще и другим условиям, в частности по доле доходов от такой деятельности. Доля доходов:
- от реализации экземпляров разработанных компанией программ для ЭВМ, баз данных;
- передачи исключительных прав на разработанные ею программы и базы;
- предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к указанным программам и базам, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через Интернет;
- от оказания услуг и выполнения работ по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных;
- от оказания услуг по установке, тестированию и сопровождению указанных программ и баз данных – по итогам отчетного (налогового) периода должна составлять не менее 90 % в сумме всех доходов компании за указанный период.
Не принимаются для расчета лимита доходы от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных, если такие права состоят в получении возможности:
- распространять рекламную информацию в Интернете или получать доступ к ней;
- размещать предложения о приобретении или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав в Интернете;
- вести поиск информации о потенциальных покупателях или продавцах, а также заключать сделки.
Как верно заметили налоговики, в указанных выше нормах не упоминается такой вид ИT-деятельности, как техподдержка программ, разработанных третьими лицами. Но, так как инспекторы все-таки не очень компетентны в рассматриваемой теме, они отправили заинтересованных лиц в Минцифры России. Вдруг такая деятельность относится к услугам по сопровождению программ ЭВМ? В любом случае компания вправе учесть доходы по разработке, адаптации и модификации как собственных, так и не собственных программ и баз, а также от оказания услуг и выполнения работ по установке, тестированию и сопровождению тех программ и баз, разработку, адаптацию или модификацию которых она же и делала (письма Минфина России от 06.11.2020 № 03-15-06/96706, от 27.11.2019 № 03-15-06/92124). Что касается услуг по консультациям, то они точно в льготную часть доходов не попадают