Качество воды из водопровода нужно проверять на «входе» в МКД. Однако, мнения о тех, кто должен это контролировать и кто несет ответственность за текущую из крана воду, расходятся.
По данным Счетной палаты Российской Федерации, от 30 до 40% населения России на регулярной основе пользуются не соответствующей гигиеническим нормам водопроводной водой. Данная статистика связана с неблагоприятным качеством воды в местах водозабора из-за сбросов в воду бытовых и промышленных вод, а также поверхностных стоков вод из сельскохозяйственных угодий. По причинам загрязнения воды химическими веществами и микроорганизмами увеличивается риск смертности населения (в среднем на 11 тысяч случаев ежегодно) и увеличивается риск заболеваемости населения (в среднем на 3 миллиона случаев ежегодно).
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения говорит, что причинами плохого качества воды могут выступать разные факторы. В каких-то регионах вода изначально плохая в источниках водоснабжения. Например, в Астрахани и в Калмыкии она слишком соленая. Со станций водоподготовки вода уходит чистой, за этим установлен очень строгий досмотр надзорных ведомств. Если по определенному параметру вода не соответствует нужным нормативам (превышение жесткости, содержания брома, магния или каких-либо других веществ), то у водоканала должен быть план по повышению ее качества. Если же до крана в квартире вода доходит все-таки некачественной, то проблема может быть в самих магистральных сетях (ответственность водоканалов), либо же во внутридомовых сетях (если не была сделана своевременная промывка данных сетей).
За состояние внутридомовых сетей водоканалы ответственности не несут, а управляющие компании как раз ответственны за это. К всеобщему сожалению, не всегда удается вовремя заменить или прочистить трубы внутри МКД, это приводит к вторичному загрязнению воды и плохому ее качеству из крана. Водоканал ответственен, в свою очередь за: постоянный контроль качества воды на выходе со станции водоподготовки и регулярный отбор проб воды на сетях. На «входе» в многоквартирные дома похожего оборудования нет и это почти невозможно сделать.
Вопрос о контроле качества воды становится все актуальнее. В 2020 году в Жилищный кодекс Российском Федерации были приняты поправки о том, что жители могут требовать перерасчет при некачественном предоставлении услуг жилищно-коммунального хозяйства. АКОН (ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость) в зимний период говорила, что почти нигде нет такого оборудования в домах, которое бы позволяла определять качество поставляемых в дом услуг жилищно-коммунального хозяйства на «входе». В связи с этим, введенные перерасчеты позволят ресурсоснабжающим компаниям полностью перекладывать ответственность управляющие компании за любые проблемы с коммунальными услугами.
В Министерстве строительства Российской Федерации сообщили, что программа производственного контроля предусматривает места отбора проб воды, включая поступление воды в МКД. Но управляющие компании только управляют домами и предоставляют коммунальные услуги, а не производят воду. На управляющие компании не распространяются требования о необходимости ведения производственного контроля и разрабатывания программ по контролю качества, так как по закону о водоотведении и водоснабжении, программы производственного контроля качества воды должны разрабатывать предприятия системы водоснабжения, такие как водоканалы или владельцы систем водоснабжения. А управляющие компании к таким не относятся, так как не имеют в эксплуатации централизованные системы водоснабжения.
Последние пару-тройку лет управляющие компании очень часто жалуются на выданные надзорными органами предписания разработки производственных программ контроля качества воды, которая поступает в многоквартирные дома. За отсутствие такой программы полагается штраф от 10 до 20 тысяч рублей. Юрист "ЖКХ-Контроль" говорит, что такие жалобы поступают из Санкт-Петербургских, Вологодских, Волгоградских и остальных областных управляющих компаний, из управляющих компаний Забайкальского края. Не ясно одно, за счет каких средств управляющие компании должны это делать.
Роспотребнадзор говорит, что ненадлежащее состояние сетей водопровода многоквартирного дома напрямую влияет на качество питьевой воды в квартирах и превращается в крупный повод для жалоб со стороны населения. Исследования горячей и питьевой воды в лаборатории под эгидой производственного контроля дают доступ к установлению места и вероятных причин ухудшения качеств воды, учитывая балансовую принадлежность. Управляющие компании должны сами разрабатывать программы производственного контроля, проводить согласование показателей, кратности и точек отбора проб с Роспотребнадзором. Например, можно проводить 5 проб 2 раза в год.
В компании "Российские коммунальные системы" считают, что за соблюдения требований к питьевой воде ответственны водоканалы, имеющие специализированные лаборатории. В лабораториях на дню делаются сотни анализов на органолептические, микробиологические и химические показатели на выходе со станций водоподготовки, в распределительной сети по городу, включая абонентов. Если управляющая компания держит в хорошем состоянии сети внутри дома, вопросов к качеству воды у жителей не должно появляться. Если Роспотребнадзор введет обязательство для управляющих компаний контролировать качество, то управляющие компании будут обязаны установить приборы контроля, проводить их аттестацию и обслуживание. Для детального контроля – создание собственных лабораторий или пользование услугами сторонних, что увеличит издержки управляющих компаний и поспособствует росту стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Эксперт тематической площадки ОНФ "Жилье и городская среда" говорит, что водоканалы отвечают за поставку воды до самого дома. Если из крана течет вода с запахом, либо мутная вода, то за это отвечает только управляющая компания. Владельцы квартир именно для этого и нанимали управляющую компанию – чтобы она следила за качеством поставляемых услуг жилищно-коммунального хозяйства. Программы производственного контроля качества воды необходимы для управляющих компаний, речь идет о проверках воды на наличие вредных микроорганизмов, радиации, неприятных запахов и вкусов. Покупать новое необходимое оборудование вовсе не обязательно, управляющая компания может спокойно заключить договор с лабораторией, которая два раза за квартал будет отбирать пробы и анализировать их. Данные расходы входят в общедомовые нужды и будут стоить несколько тысяч рублей в месяц.
Юрист "ЖКХ-Контроль" считает, что управляющая компания уже сейчас несет ответственность за качество коммунальных услуг, она может получить штраф за некачественную воду. Но, при этом управляющая компания должна добиваться повышения качества воды от водоканала, а не заниматься организацией и оплатой собственных лабораторных исследований. Бюджета для создания программы производственного контроля качества у управляющих компаний нет. Управляющие компании, которые получают предписания от надзорных органов о надобности такого типа контроля вследствие оспаривают их через суд, который принимает противоположное решение. В "ЖКХ-Контроль" считают, что нужно наиболее четкое отражение в законодательстве, должны ли управляющие компании контролировать качество воды, а если и должны, то за счет каких средств.
Пока средства ищут, федеральный проект "Чистая вода" предусматривает увеличение доли населения, которое обеспечено качественной водой с 85,5% в 2017 году до 88,8% в 2024 году. А среди городского населения с 92,7% в 2017 году до 97,2% в 2024 году.