Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о целесообразности повышения критерия стоимости товарно-материальных ценностей в целях бухгалтерского учета. Ответ, который ФНС России дала в письме от 11.01.2021 № СД-19-3/3@ (обнародовано в апреле), предсказуемо отрицательный.
Налогоплательщики не оставляют наивных попыток побудить Минфин России и ФНС России как-то сблизить два вида учета – налоговый и бухгалтерский. Но похоже головное министерство и подведомственная служба полагают, что в этом нет смысла. Все, что они считали разумным сблизить (создав УПД, отменив ряд бумаг по командировкам и др.), они уже сделали.
Попробуем разобраться в аргументах чиновников.
Начнем с налоговой составляющей.
Расходы, связанные с производством или реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).
К материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, спецодежды и других СИЗ, предусмотренных законодательством, и другого имущества, не являющегося амортизируемым (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
Но указанное имущество может списываться и в течение более одного года. В таком случае налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов с учетом срока использования имущества или иных экономически обоснованных показателей.
При этом мы помним, что амортизируемыми признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому расходы в виде стоимости имущества менее 100 000 руб. можно учесть в составе материальных расходов на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. С этим все более или менее ясно.
А вот в бухучете у нас пока смесь из норм МСФО и остатков ПБУ, из-за чего возникает путаница.
С этого года стало обязательным для применения ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н).
В пункте 3 ФСБУ 5/2019 ясно сказано, что запасами являются активы, которые потребляются или продаются за период менее 12 месяцев. Никаких стоимостных критериев нет вообще. Но вот ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н), будет обязателен для всех только со следующего года. А пока действует ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).
И получилась коллизия. Пунктом 5 ПБУ 6/01 предусмотрено, что активы, которые формально считаются основными средствами на основании пункта 4 ПБУ 6/01, можно учесть в составе материально-производственных запасов (МПЗ), даже в текущем году, если активы стоят не более 40 000 руб. за единицу.
При этом в учетной политике компания вправе установить более низкий лимит, главное, чтобы не более 40 000 руб.
Минфину России пришлось разъяснять ситуацию (письма от 02.03.2021 № 07-01-09/14384 и от 05.03.2021 № 07-01-09/15786). Только сделали это финансисты в своей обычной лукавой манере. Прямо ничего не сказали, но намекнули.
Чиновники разрешили включать малоценные основные средства в состав МПЗ и в 2021 году. Но это разумеется не обязательно. Все зависит от выбора компании, который закреплен в учетной политике. Можно списывать малоценные активы и в обычном порядке – через амортизацию. Вот только для налогового учета никакими амортизируемыми основными средствами они все равно считаться не будут.
И вот тут неясность. Вроде бы в Минфине России отметили, что требования, как формировать стоимость малоценных активов, нужно брать из стандарта по запасам. Например, если малоценные активы компания покупает в рассрочку, то сумму переплаты нужно учесть как проценты. Но, сформулировано это разъяснение так, что чиновники в любой момент могу заявить, что их неправильно поняли.
В любом случае, активы, которые используются более 12 месяцев, и стоят от 40 000 рублей до 100 000 руб., в бухучете нужно включать в основные средства, а в налоговом учете для этого оснований нет.
Можем рекомендовать финансовым службам, бухгалтерам ознакомиться с обнародованной Фондом «НРБУ «БМЦ» рекомендацией Р-126/2021-КпР «Стоимостной лимит для основных средств».
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» фонд относится к субъекту негосударственного регулирования бухгалтерского учета, на которого возложена разработка ФСБУ, рекомендаций и иных регулирующих документов в области бухгалтерского учета в порядке, предусмотренном законом.
Ссылаясь на ФСБУ 6/2020 (п. 5), фонд отметил, что организация может принять решение не применять этот стандарт в отношении активов, соответствующих признакам основных средств (п. 4 ФСБУ 6/2020), но имеющих стоимость ниже лимита, который организация установит с учетом существенности информации о таких активах. В ФСБУ 6/2020 нет указания на установление стоимостного лимита в отношении отдельных единиц активов и на обязательное измерение лимита в денежных единицах. Вместо учета в составе МПЗ новый стандарт предусматривает признание затрат на приобретение и создание малоценных основных средств в качестве расходов периода. Такие затраты организация вправе будет признать расходами периода, в котором они понесены. В случае принятия решения о неприменении ФСБУ 6/2020 относительно малоценных активов, организация должна будет раскрыть информацию о таком решении в бухгалтерской (финансовой) отчетности. В информации нужно будет отразить лимит утвержденной стоимости. Поскольку после списания на расходы актив будет эксплуатироваться, организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов.
Рекомендация Р-126/2021-КпР, по мнению разработчиков, позволит организациям определить должный порядок применения ФСБУ 6/2020 и эффективно применять его на практике. Учет будет упрощен, затраты на его ведение снизятся, при этом качество формируемой в учете информации существенно улучшится.