Приказом от 30.10.2020 № 720 Минэкономразвития России установило коэффициенты-дефляторы на 2021 год. Названные коэффициенты будут применяться для четырёх глав НК РФ в следующих значениях:
- 1,864 - в целях применения главы 23 НК РФ;
- 1,032 – для главы 26.2 НК РФ;
- 1,637 – для главы 26.5 НК РФ;
- 1,420 – для главы 33 НК РФ.
Отмена коэффициентов – дефляторов для ЕНВД и НИФЛ
Помимо приведенных глав коэффициент-дефлятор упомянут в НК РФ ещё в главе 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» и главе 32 «Налог на имущество физических лиц».
При определении налоговой базы по ЕНВД предусматривалась корректировка базовой доходности в частности на коэффициент-дефлятор (ст. 346.29 НК РФ). Но ЕНВД с 1 января 2021 года отменяется (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ (ред. от 02.06.2016 № 178-ФЗ)). Исходя из этого, коэффициент-дефлятор в целях главы 26.3 НК РФ на 2021 год не установлен.
Для налога на имущество физических лиц (ст. 404 НК РФ) предлагалось определять налоговую базу в отношении объекта налогообложения как его инвентаризационную стоимость. Ее исчисляли с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года. Такой порядок действовал в случае, если законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не была определена единая дата начала применения на территории этого региона порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Но с 1 января 2020 года налоговую базу по налогу на имущество физических лиц из инвентаризационной стоимости не определяют (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ). В связи с этим коэффициент-дефлятор в целях главы 32 НК РФ на 2021 год также не установлен.
На 2020 год коэффициенты-дефляторы были установлены:
- 1,810 - в целях применения НДФЛ,
- 1,589 - в целях применения ПСН,
- 1,379 - в целях уплаты торгового сбора (приказ Минэкономразвития от 21.10.19 № 684).
Коэффициент-дефлятор:
Для фиксированных авансовых платежей по НДФЛ
Статьёй 227.1 НК РФ определен порядок исчисления суммы НДФЛ для иностранных граждан при осуществлении ими трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Указанные иностранные граждане могут осуществлять такую деятельность по найму (п. 1 ст. 227.1 НК РФ):
- у физических лиц для личных, домашних и иных, подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- в организациях и (или) у ИП, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев (п. 5 ст. 13.3 закона № 115-ФЗ). При этом патент может неоднократно продлеваться. Но в совокупности общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня его выдачи. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. В ином случае действие патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.
Фиксированные авансовые платежи уплачиваются за период действия патента в размере 1200 рублей в месяц (п. 2 ст. 227 НК РФ). Размер фиксированных авансовых платежей при этом подлежит индексации (п. 3 ст. 227.1 НК РФ):
- на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта РФ, и
- коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
С учетом этого для определения размера фиксированного авансового платежа (ФАП) можно воспользоваться следующим выражением:
ФАП = 1200 руб. х КДНДФЛ х КРОРТ,
где КДНДФЛ - коэффициент-дефлятор, установленный для главы 23 НК РФ;
КРОРТ- коэффициент, учитывающий региональные особенности рынка труда.
Для главы 23 НК РФ коэффициент-дефлятор на 2021 год установлен в размере 1,864.
Коэффициент, учитывающий региональные особенности рынка труда, на 2020 год был установлен во всех субъектах РФ за исключением Магаданской области. К примеру, в Москве на 2020 и последующие годы коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, установлен в размере 2,4591 (ст. 1 Закона города Москвы от 26.11.2014 № 55 (в редакции от 20.11.2019 № 29)).
Исходя из этого сумма фиксированного авансового платежа для работника-иностранца:
- в 2020 году составляет 5341,17 руб/мес. (1200 руб/мес. х 1,810 х 2,4591);
- в 2021 году будет равна 5500,51 руб/мес. (1200 руб/мес. х 1,864 х 2,4591).
Но вполне возможно, что до конца ноября текущего года будут внесены изменения в упомянутый закон № 55, как это делалось ежегодно, начиная с 2015 года. И за это время значение коэффициента дважды уменьшалось и трижды увеличивалось.
Законы, устанавливающие величину коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, в большинстве регионов РФ принимаются в последних числах ноября, после утверждения значений коэффициентов-дефляторов на следующий год. При этом в некоторых субъектах значение коэффициента подбирается таким образом, чтобы получаемая сумма фиксированного авансового платежа была кратной сотням или десяткам рублей.
Работодатель вправе уменьшить исчисленную величину НДФЛ с доходов сотрудника-иностранца на сумму уплаченных им фиксированных авансовых платежей на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих их уплату, после получения соответствующего уведомления из налоговой инспекции (п. 6 ст. 227.1 НК РФ).
В организации, находящейся в Москве, работает иностранный гражданин. Гражданин имеет патент, трудовой договор с ним заключен с февраля по июль. Согласно условиям трудового договора размер ежемесячного вознаграждения составляет 35 000 руб. Сотрудник представил работодателю заявление с просьбой учесть при исчислении НДФЛ уплаченную им сумму фиксированных авансовых платежей и документ, подтверждающий их уплату. За шесть месяцев (при условии, что величина коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда в Москве, на 2021 год останется прежней) сумма составит 33 003,06 руб. (5500,51 руб/мес. х 6 мес.). Предположим, уведомление из ИФНС о подтверждении права на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей организация получила в марте.
Получив от налоговиков уведомление, налоговый агент может не удерживать налог с дохода иностранца в сумме 253 869,69 руб. (33 003,55 руб.: 13%). А такую сумму иностранному сотруднику могут начислить лишь на восьмой месяц его работы, а точнее, через 7,25 мес. (253 869,08 руб.: 35 000 руб/мес.), то есть в сентябре, когда договор уже закончится. Исходя из этого до окончания действия договора из выплачиваемого иностранному гражданину дохода налоговый агент НДФЛ не удерживает.
В феврале из начисленной иностранному сотруднику суммы работодатель удержал налог 4550 руб. (35 000 руб. х 13%). Наличие у налогового агента уведомления фискалов для работодателя означает, что им в этом месяце из дохода работника было излишне удержано 4550 руб. Об этом он сообщил иностранцу. Получив от сотрудника письменное заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ с указанием счета, работодатель перечислил данную сумму за счет предстоящих платежей налога, исчисленного с дохода иных работников.
Для ограничения величины доходов при УСН
Упомянутым ранее приказом № 684 коэффициент-дефлятор для главы 26.2 НК РФ не был установлен. Это было связано с тем, что действие положений статьи 346.12 НК РФ (абз. 2 п. 2) и статьи 346.13 НК РФ (абз. 4 п. 4) было приостановлено до 1 января 2020 года (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-Ф). Приведенными нормами предусматривалась индексация сумм, ограничивающих право организации перейти на УСН и использовать данную систему налогообложения, соответственно 112 500 000 и 150 000 000 руб. Исходя из этого указанные суммы в 2017, 2018 и 2019 годах не индексировались. В главе 26.2 НК РФ помимо приведенных сумм доходов с начала 2021 года появится ещё одна – 200 000 000 руб. При превышении именно этой суммы налогоплательщик теряет право на применение УСН. При доходе «упрощенца» за отчетный (налоговый) период свыше 150 000 000 и до 200 000 000 руб. включительно, он должен будет уплатить налог по более высокой ставке 8 или 20%. Эти ставки применяются в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, исчисленной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущено превышение 150 000 000 руб. (п. 1.1, 2.1 ст. 346.20 НК РФ).
С учетом установленного для главы 26.2 НК РФ коэффициента-дефлятора 1,032:
- доходы за 9 месяцев 2021 года у соискателя УСН, который пожелает перейти на «упрощенку» в 2022 году, не должны быть выше 116 100 000 руб. (112 500 000 руб. х 1,032);
- лимит доходов, при котором налогоплательщик утратит право на использование УСН в 2021 году, становится равным 206 400 000 руб. (200 000 000 руб. х 1,032).
При доходе за отчетный (налоговый период) 2021 года, лежащем в пределах от 154 800 000 руб. (150 000 000 руб. х 1,032) до 206 400 000 руб. включительно, «упрощенец» будет вынужден уплатить налог по повышенной ставке.
Для индексации потенциального дохода при ПСН
При принятии законов о введении в регионе патентной системы налогообложения (ПСН) законодатели субъектов РФ определяют размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН. Потенциально возможные доходы ограничены максимальным размером 1 000 000 руб. (п. 7 ст. 436.43 НК РФ).
Пунктом 9 статьи 346.43 НК РФ предусмотрена индексация максимальной величины потенциально возможного к получению ИП годового дохода на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
Для ПСН коэффициент-дефлятор на 2021 год установлен в размере 1,637. Таким образом, максимальный размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода в будущем году составит 1 637 000 руб. (1 000 000 руб. х 1,637).
В части отдельных видов предпринимательской деятельности законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлено право увеличивать максимальный размер потенциально возможного дохода (подп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ):
не более чем в три раза:
- при техническом обслуживании и ремонте автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
- при оказании услуг по перевозке пассажиров грузов автомобильным и водным транспортом и обрядовых и ритуальных
(далее – первая группа видов деятельности)
не более чем в пять раз - по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 000 000 человек;
не более чем в десять раз:
- при сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности;
- по услугам общественного питания, оказываемым через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м;
- при розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли и не имеющие торговых залов и нестационарной торговой сети;
(далее – вторая группа видов деятельности).
С учетом такого увеличения максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода может составлять:
- по первой группе видов предпринимательской деятельности – 4 911 000 руб. (1 637 000 руб. х 3);
- по второй группе видов деятельности - 16 370 000 руб. (1 637 000 руб. х 10);
- на территории города с численностью населения более 1 000 000 человек по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, - 8 185 000 руб. (1 637 000 руб. х 5).
Для индексации ставки торгового сбора
Коэффициент-дефлятор в главе 33 НК РФ упомянут в статье 415 НК РФ. Данной статьёй устанавливаются ставки торгового сбора для различных объектов, при использовании которых у организаций и ИП возникает обязанность по уплате сбора.
Ставки торгового сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь (п. 1 ст. 415 НК РФ).
В части деятельности по организации розничных рынков законодателем установлено ограничение по ставке сбора. Она не может превышать 550 руб. на 1 кв. м площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 4 ст. 415 НК РФ).
С учетом этого максимальная величина ставки сбора для деятельности по организации рынков, которую может установить столица на 2021 год, Сmax 20 - 781,00 руб. (550 руб/м х 1,420).
Пунктом же 4 статьи 2 закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» для деятельности по организации розничных рынков первоначально была установлена ставка сбора в размере 50 руб. с 1 кв. м площади розничного рынка. И она до настоящего времени не изменялась. Эта величина с большим запасом соответствует ограничению, установленному НК РФ (50 < 781,00).