В письме от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129@ налоговая служба разъяснила особенности проведения камеральных проверок по НДС в сокращенный срок.
По общему правилу камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по НДС проводится в течение двух месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). О том, что появится возможность сократить этот срок до одного месяца, ФНС России сообщила в информации о старте эксперимента.
В письме № ЕД-20-15/129@ налоговики сообщили о том, какие декларации налогоплательщиков и при каких условиях смогут пройти ускоренную проверку.
Сначала об условиях, предъявляемых к налогоплательщику.
Во-первых, налогоплательщик не должен претендовать на заявительный порядок возмещения НДС. Напомним, что воспользоваться правом на такое возмещение могут (п. 2 ст. 176.1 НК РФ):
- налогоплательщики, представившие с декларацией действующую банковскую гарантию или поручительство российской организации;
- уплатившие за три предыдущих года налоги на сумму не менее 2 млрд руб. (включая сумму НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ (кроме налогов, которые уплачены при импорте (экспорте) товаров и в качестве налогового агента));
- резиденты территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, которые представили поручительство управляющей компании.
Во-вторых, в соответствии с данными перекрестных проверок «Контроль НДС» налогоплательщик относится к низкому, среднему либо неопределенному (для ИП) уровню риска.
Справочно. Оценку плательщиков НДС и их распределение по уровням рисков ФНС России осуществляет с использованием ПО «СУР АСК НДС» (приказ ФНС России от 14.08.2015 № СА-7-15/358@, письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@).
Под налогоплательщиком с низким налоговым риском понимается налогоплательщик, который ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом. Налогоплательщик данной категории обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.
Под налогоплательщиком с высоким налоговым риском понимается налогоплательщик, обладающий признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами. Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).
К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.
В-третьих, по заявленному в предшествующем налоговом периоде к возмещению НДС налог возмещен в размере не более 70 % от заявленной к возмещению суммы.
В-четвертых, от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, более 80 % вычетов приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (ИП) уровней риска.
Наконец, еще одно предъявляемое к налогоплательщику условие: сумма уплаченных им налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, должна превышать сумму налога, заявленную к возмещению из бюджета по такой декларации.
Из примечания, содержащегося в письме № ЕД-20-15/129@, следует, что в целях его применения совокупная сумма уплаченных налогов рассчитывается в соответствии с письмом ФНС России от 23.07.2010 № АС-37-2/7390, при этом учитывается не три календарных года, а 36 месяцев, предшествующих отчетному периоду.
Теперь о перечне условий, которым должна соответствовать претендующая на ускоренную камеральную проверку декларация.
В такой декларации не должно быть:
- ошибок и противоречий, а сведения в ней должны согласовываться с информацией налоговиков;
- расхождений по операциям между данными налогоплательщика и данными декларации контрагента. Допускается наличие расхождений, свидетельствующих о том, что налог не занизили или возмещение не завысили;
- признаков нарушений налогового законодательства, которые показывали бы, что возмещение завысили или занизили налог к уплате.
Срок проведения камеральной проверки будет сокращен до месяца, если все перечисленные условия будут выполнены одновременно.
ИФНС обязана будет незамедлительно провести предпроверочный анализ, направив его результаты в УФНС для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок. Это произойдет в случае, если после вынесения решения о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению из бюджета, будут установлены обстоятельства, свидетельствующие (п. 5 письма № ЕД-20-15/129@):
- о наличии признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов);
- о выявлении объектов налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ);
- о несоблюдении хотя бы одного из двух условий, определенных пунктом 2 статьи 54.1 НК РФ, в рамках заключенных налогоплательщиком сделок (операций);
- о наличии иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, указывающих на завышение суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета.
Эксперимент по ускоренной камеральной проверке распространяется на декларации по НДС, поданные после 1 октября 2020 года за периоды начиная с III квартала 2020 года.