Спустя почти полгода после того, как заработала национальная система прослеживаемости товаров (НСПТ), налоговая служба обнародовала письмо от 03.12.2021 № ЕА-4-15/16911@. В нем даны рекомендации по осуществлению налогового контроля с использованием НСПТ. Документ предназначен для подведомственных ИФНС, но будет интересен и налогоплательщикам.
С начала действия НПСТ нас уверяли в том, что она никак не связана с налогообложением. Если кто-то верил в этот миф, то он будет развеян с выходом рекомендаций. Да, законодательство о НСПТ не относится к законодательству о налогах и сборах. Но согласитесь, налоговики не стали бы контролировать процесс, если бы не видели его пользу для себя. Да и как может быть иначе, если НК РФ (ст. 23, 88) прямо устанавливает обязанности налогоплательщиков, осуществляющих операции с прослеживаемыми товарами (ПТ), и определяет права налоговых инспекций по истребованию соответствующих документов. Так что контроль налоговиков будет только строже.Состав рекомендаций
В рекомендациях три раздела:
-
общий;
-
меры налогоплательщика по минимизации возникновения противоречий, расхождений, рисков;
-
организация работы в налоговых органах с использованием НСПТ.
Общий раздел посвящен регулированию НСПТ.
Здесь указаны условия, при которых товары попадают под прослеживание, перечислен перечень ПТ (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110). Отмечено по какому принципу работает НСПТ. Это принцип присвоения каждой ввезенной партии товаров регистрационного номера партии товара (РНПТ). Этот реквизит и является маячком, который потом служит ориентиром налоговикам. Они отслеживают РНПТ в электронных счетах-фактурах, универсальных передаточных документах (УПД), выставляемых при реализации товаров.
В общих рекомендациях приведены и другие документы, содержащие реквизиты прослеживаемости: уведомления о ввозе, перемещении и имеющихся остатках ПТ).
Здесь указаны цели и задачи использования НСПТ при проведении мероприятий налогового контроля. В качестве целей обозначены:
-
своевременное реагирование на признаки возможного совершения налогового правонарушения;
-
пресечение использования схем уклонения от уплаты налогов при совершении сделок с ПТ;
-
сокращение доли теневого сектора экономики за счет обеспечения прозрачности операций, осуществляемых с ПТ.
В ходе контрольных мероприятий налоговики решают следующие задачи:
-
выявление рисков, расхождений, противоречий, несоответствий по операциям реализации ПТ;
-
информирование участников оборота ПТ о выявленных несоответствиях, противоречиях, расхождениях с целью их анализа и устранения;
-
осуществление взаимодействия с ФТС России.
Второй раздел рекомендаций посвящен мерам минимизации возникновения возможных противоречий, расхождений, рисков участников оборота ПТ.
В перечне мер указаны:
-
обязательный ЭДО у участников оборота ПТ;
-
необходимость отражения реквизитов прослеживаемости в формируемой отчетности и документах;
-
проверка покупателем наличия и правильности отражения в получаемых от поставщика счетах-фактурах и УПД реквизитов прослеживаемости. Для минимизации рисков рекомендуется использовать специальные сервисы проверки, размещенные на официальном сайте ФНС России.
В целях минимизации рисков до 01.01.2023 налоговики будут запрашивать счета-фактуры с РНПТ у участников оборота ПТ. После 01.01.2023 эти документы обязаны будут представлять в налоговые органы операторы ЭДО (п. 2 Постановления Правительства РФ № 1108).
Третий раздел рекомендаций знакомит нас с организацией работы налоговых органов с использованием НСПТ.
Работа с НСПТ состоит в следующем:
-
сбор, учет, хранение и обработка включаемых в НСПТ сведений. автоматизированном режиме;
-
выявление рисков, расхождений, противоречий, которые могут свидетельствовать о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах;
-
проведение мероприятий налогового контроля.
В НСПТ сведения о ПТ и о РНПТ включают тремя способами:
-
на основании сведений из декларации на товары (ДТ), полученной от ФТС России (при импорте ПТ участниками оборота);
-
путем направления в ФНС России уведомления об остатках (при принятии решения о совершении операций с ПТ, находящимся в собственности у участника оборота товаров по состоянию на 08.07.2021). Уведомление об остатках представляется налоговикам и в случае приобретения ПТ после 08.07.2021 у физических лиц или приобретения после указанной даты конфискованного, или обращенного иным аналогичным способом в собственность РФ имущества. В ответ на уведомление об остатках ФНС России направляет налогоплательщику квитанцию с присвоенным РНПТ;
-
путем направления в ФНС России уведомления о ввозе (в случае ввоза ПТ с территории иных государств - членов ЕАЭС. Уведомление о ввозе формируется в течение пяти рабочих дней с даты принятия товаров на учет. В ответ на уведомление о ввозе ФНС России также направляет квитанцию с присвоенным РНПТ.
Важно: уведомление об остатках и уведомление о ввозе могут быть сформированы только на один код ТН ВЭД ЕАЭС.
Впоследствии РНПТ и другие реквизиты отражаются в электронных счетах-фактурах, в том числе корректировочных счетах-фактурах, при реализации или безвозмездной передаче ПТ налогоплательщиками, применяющими ОСНО.
Налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим или освобожденные от уплаты НДС, отражают РНПТ и иные реквизиты в электронных УПД. Реквизиты прослеживаемости отражают также в уведомлении о перемещении и в отчете об операциях, совершаемых с ПТ. Мы не будем останавливаться на перечне операций, при совершении которых составляется отчет. На эту тему мы уже писали ранее (см. статьи в рубрике «Маркировка и прослеживаемость товаров», опубликованные в октябре т. г.).
Расхождения в сведениях
При обработке сведений из перечисленных документов налоговики выявляют «зеркальные» и логические расхождения.
«Зеркальные» расхождения формируются при сопоставлении реквизитов прослеживаемости, отраженных в НД по НДС либо отчете об операциях продавца и покупателя. К таким расхождениям относятся:
-
отсутствие записи у контрагента;
-
несовпадение данных о количестве товаров и их стоимости у участников сделки;
-
множественные разрывы между посредниками.
В последнем случае данные счета-фактуры (УПД) в книге продаж, в НД по НДС или в отчете об операциях агента (комиссионера) не соответствуют данным счета-фактуры (УПД), отраженным у принципала (комитента) и у покупателя. Риск срабатывает по одному или нескольким реквизитам прослеживаемости - РНПТ, стоимости или количеству товара.
Логические расхождения образуются, если реквизиты прослеживаемости, отраженные в НД по НДС, отчете, счете-фактуре либо УПД, не соответствуют реквизитам, имеющимся в НСПТ.
К логическим расхождениям относятся:
-
отсутствие сведений о поступлении товара с РНПТ в декларации на товары (ДТ), зарегистрированных остатках или операциях ввоза в РФ из ЕАЭС;
-
нестыковка количества ввезенного товара и количества товара, указанного в ДТ;
-
несоответствие кода единицы измерения коду указанному в перечне ПТ.
Информация о выявленных «зеркальных» и логических расхождениях отображается в карточке налогоплательщика, в которую налоговики могут перейти из реестра налогоплательщика. В реестре налогоплательщиков отражается:
-
общая информация о расхождениях;
-
сумма потенциального ущерба;
-
наименование участника оборота товаров, ИНН, режим налогообложения;
-
период совершения операции с ПТ, количество партий товаров, стоимость;
-
документ, на основании которого сформирован реестр.
Классификация рисков
Формируемые при выявлении расхождений риски классифицируют следующим образом:
-
отрицательный остаток (когда количество приобретенного (полученного) ПТ меньше количества реализованного);
-
разрыв цепочки (при отсутствии операции поступления реализованного товара).
-
положительный остаток по посреднику (количество полученного посреднического товара превышает количество переданного);
-
завышенная (заниженная) стоимость реализации. Это когда коэффициент увеличения (уменьшения) цены больше порогового значения (коэффициент определяется настройкой системы, имеет справочный характер);
-
затоваривание (положительный остаток товара не изменялся в течение последнего отчетного периода);
-
пересортица (наличие отрицательного остатка ПТ, который перекрывается положительным остатком ПТ, с другими РНПТ, но тем же кодом ТН ВЭД).
Риски отображаются в реестре рисковых партий, который содержит следующую информацию:
-
статус риска, его наименование и код;
-
наличие налоговой составляющей;
-
потенциальный ущерб;
-
остаток;
-
дата выявления и закрытия,
-
период;
-
РНПТ,
-
наименование участника оборота товаров и его ИНН.
К рискам с налоговой составляющей относятся «отрицательный остаток», «разрыв цепочки», «завышенная (заниженная) стоимость реализации».
Первые два из перечисленных рисков отразятся в реестре, если количество реализованного ПТ у налогоплательщика в разделе 9 НД по НДС, окажется меньше, чем у покупателя (разд. 8 декларации по НДС либо отчет об операции (код 17 или 18).
«Завышенная/заниженная стоимость реализации» отразится в реестре рисковых партий, если средний процент увеличения (уменьшения) стоимости реализации по аналогичным группам товаров окажется больше (меньше) порогового значения.
О рисках, имеющих налоговую составляющую, информацию передадут в информационно - аналитическую систему контрольного блока АИС «Налог-3» ФНС России для проведения мероприятий налогового контроля.
Риски, по которым отсутствует налоговая составляющая, носят технический характер. Такие риски можно устранить, подав уточненную НД по НДС (корректировочный отчет об операциях), представив пояснения, документы в электронном виде (счет-фактуру, УПД).
Мероприятия налогового контроля
Если будут выявлены риски с ПТ, налоговики должны будут провести мероприятия налогового контроля.
До 01.07.2022 (даты планируемого вступления в силу поправок в КоАП РФ) контроль ограничен направлением информационных письмем. В письме попросят проанализировать сведения, отраженные в представленных документах (уведомлениях, отчетах, НД по НДС), и представить уточненные НД по НДС (с поправками в разд. 8, 9) и Отчеты.
Иной подход будет в отношении рисков с налоговой составляющей, которые будут выявлены после 01.07.2022. Тут уже налоговики в рамках своей компетенции воспользуются основными формами налогового контроля.
Во-первых, могут истребовать документы (счета-фактуры, ПУД, отчеты об операциях и иные документы) при выявлении в них нестыковок. Документы запросят, чтобы проверить и подтвердить содержащиеся в них сведения, установить обстоятельства выполнения договорных обязательств по сделкам с ПТ.
Во-вторых, могут вызвать в налоговую инспекцию для дачи пояснений по поводу выявленных рисков. Это право предоставлено налоговикам ст. 31 НК РФ.
В-третьих, налоговики вправе запросить выписки по операциям на счетах в банках. По выпискам можно проанализировать движение денежных средств, установить, осуществлялась ли налогоплательщиком финансово-хозяйственная деятельность (оплачивались ли электроэнергия, аренда, складские помещения), уплачивал ли налогоплательщик таможенные пошлины, налоги при импорте ПТ, было ли поступление (перечисление) денежных средств за такой товар.
Еще налоговики могут осмотреть территорию, помещения на предмет возможности их использования для хранения ПТ. Кроме того, налоговая служба рекомендует подчиненным проводить допросы лиц, которые могут знать обстоятельства заключения и осуществления сделки по поставке ПТ, его транспортировке, соответствуют ли перевозке технические характеристики транспортного средства, как производилась погрузка (разгрузка) товара и его учет.
Налоговики могут задействовать и контрагентов. Истребовать у них документы (информацию) проверяемого налогоплательщика, касающиеся деятельности, связанной с ПТ.
По результатам мероприятий налогового контроля рекомендуется проводить работу, которая заставила бы налогоплательщика добровольно уточнить свои налоговые обязательства.
Если будет доказано, что налогоплательщик сознательно занижал налоги, составят акт камеральной налоговой проверки. На основании акта вынесут решение о привлечении к ответственности (ст. 101 НК РФ).
Налоговики могут выявить непредставление или несвоевременное представление документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, или неполное отражение (искажение) реквизитов прослеживаемости в документах, представленных налогоплательщиком. За такие нарушения планируется внести поправки в КоАП РФ. В законопроекте (ID проекта 02/04/07-21/00117901) такие нарушения предусматриваю административную ответственность: для юрлиц и ИП – штраф 1000 руб., за каждый непредставленный или несвоевременно представленный отчет и (или) документ, а также за нарушение способа представления счетов-фактур и УПД, содержащих реквизиты прослеживаемости (с 01.07.2022);
Для операторов ЭДО после 01.01.2023 предусмотрен штраф 1000 руб. за каждый непредставленный или несвоевременно представленный счет-фактуру, КСФ, и (или) УПД, УКД, содержащие РНПТ.
При выявлении схемы возможного уклонения от уплаты налоговых и (или) таможенных платежей налоговикам рекомендовано согласовать контрольные мероприятия с ФТС России (письмо ФТС России и ФНС России от 04.06.2018 № 01-11/33109/ММВ-20-2/58@).