Российские IT-компании, соответствующие ряду условий, прописанных в НК РФ, имеют право на следующие льготы:
-
пониженные тарифы страховых взносов (пп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ);
-
пониженная ставка по налогу на прибыль (п. 1.15 ст. 284 НК РФ).
Льготы предоставляются IT-компаниям, которые:
-
разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных (на материальном носителе или в форме электронного документа) по каналам связи (независимо от вида договора);
-
оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных, устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных.
В Минцифры России отметили, что в ведомство поступает много вопросов от организаций по поводу трактовки понятий НК РФ в отношении деятельности IT-компаний. Дело в том, что зачастую в договорах такие плательщики используют термины, не поименованные в нормативных актах, в частности, в НК РФ. Например, веб-сайт, банк данных, программный комплекс, испытание, интеграция, поддержка и т. п., что затрудняет применение льгот. На основании таких запросов от плательщиков в Минцифры подготовили пояснения.
Перечислим наиболее важные выводы чиновников.
1. Аналоги термина "программа для ЭВМ" – термины "программное обеспечение" (далее – ПО) и "программные средства".
2. Расшифровку понятия "разработка" следует определять на основании ГОСТ 28806-90, утв. постановлением Госстандарта СССР от 25.12.1990 № 3278. Так, разработка включает в себя процессы определение требований к ПО, проектирование ПО, кодирование ПО и интеграция ПО.
3. Определение термина "установка" отсутствует в законодательстве РФ. Его значение нужно искать в словарях русского языка. Согласно словарному определению установка – установленный, смонтированный механизм, приспособление или система таких механизмов, приспособлений. Аналог этого термина – термин "инсталляция". Те или иные действия в отношении ПО относятся к установке (инсталляции), если их целью является обеспечение готовности использования ПО.
4. Для определения термина "сопровождение" следует руководствоваться следующими техническими документами:
-
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств", утв. приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 631-ст;
-
ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 "Информационная технология. Сопровождение программных средств" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 25.06.2002 № 248-ст);
-
ГОСТ Р ИСО/МЭК 90003-2014 "Разработка программных продуктов. Руководящие указания по применению ИСО 9001:2008 при разработке программных продуктов" (введен в действие приказом Росстандарта от 23.10.2014 № 23 № 1405-ст).
В соответствии с названными стандартами сопровождение представляет собой действия на всем жизненном цикле ПО, направленные на поддержание эффективности его эксплуатации. К примеру, это:
-
исправление ошибок, инцидентов, дефектов в рамках существующих или новых версий программ;
-
обеспечение автоматического обновления нормативно-справочной информации, необходимой для функционирования ПО;
-
информационно-справочная поддержка пользователей (рекомендации, консультации по установке, настройке и работе ПО).
Услуги по сопровождению могут быть выделены в отдельные договоры, входить в лицензионные договоры либо договоры выполнения работ (оказания услуг).
В Минцифры заключили, что для получения льгот значение имеют не сами формулировки, которые компании используют в договорных отношениях, а их смысл. Соответственно, если соблюдаются положения упомянутой технической документации, использование терминов, не названных в НК РФ, не является препятствием для применения льгот.