При определении базы по налогу на имущество по зданию налогоплательщик самовольно исключил из кадастровой стоимости, установленной решением комиссии при Росреестре, сумму НДС. Уставив этот факт по итогам камералки, налоговики доначислили более 5 млн руб. налога на имущество. Полагая, что НДС в кадастровой стоимости «лишний» и стоимость здания для целей налогообложения должна быть рассчитана без учета этого НДС, налогоплательщик дошел до Верховного суда. А вот что в итоге решил Верховный суд (определение от 15.07.20 № 305-ЭС20-9199 по делу № А40-119537/2019), читайте в нашем комментарии.
Налог на имущество: кадастровая стоимость с НДС или без?
В определении ВС РФ от 15.07.2020 № 305-ЭС20-9199 суд окончательно установил, что изменять кадастровую стоимость имущества не вправе ни налогоплательщик, ни налоговая инспекция, ни даже арбитражный суд! Высшая судебная инстанция поддержала позицию АС Московского округа в постановлении от 23.03.2020 по делу № А40-119537/2019, а также решения апелляционной и кассационной инстанций, поддержавших налоговиков.
Строго говоря, налогоплательщик мог пересмотреть кадастровую стоимость, но в другом суде.
Не вам решать!
Согласно НК РФ (п. 2 ст. 375) налоговая база по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. Как сказано в этой статье (п. 1), кадастровая стоимость должна быть утверждена в установленном порядке.
Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 3) определено, что кадастровая стоимость – это стоимость, установленная:
- по итогам проведения государственной кадастровой оценки;
- путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости – или определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 закона № 135-ФЗ.
Как правило, изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
Юридические лица могут оспорить результаты определения кадастровой стоимости (в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц) в суде и комиссии, уполномоченной рассматривать такие споры (ст. 24.18 закона № 135-ФЗ).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о новой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы по налогу на имущество начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Волюнтаризм
Суть рассматриваемого налогового спора такова.
Общество владело зданием в Москве.
За 2015 год общество подало уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество, в которой в качестве налоговой базы была отражена кадастровая стоимость спорного объекта за минусом НДС. Общество заявило, что кадастровая стоимость была исчислена по цене возможной продажи с начислением НДС. А это, по мнению общества, неправильно.
Как так произошло? Здание было включено в утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Поэтому налог на имущество подлежал уплате на основании статьи 378.2 НК РФ. Правительство Москвы утвердило кадастровую стоимость данного здания на 2015 и 2016 годы. Обществу эта стоимость не понравилась. Оно обратилось в комиссию по рассмотрению споров при управлении Росреестра.
Решением от 19.01.2016 комиссия изменила кадастровую стоимость здания на 01.01.2014. Новая кадастровая стоимость была приравнена к рыночной по данным из отчета об оценке от 25.12.2015. При этом кадастровая стоимость включала сумму НДС.
Компания решила, что налог на налог начислять нельзя, и просто исключила его из налоговой базы.
А налоговики при проверке декларации НДС вернули. И указали, что налогоплательщик не имеет права самовольно изменять кадастровую стоимость для целей налогообложения.
Дело принципа
Действительно, за рамками статьи 378.2 НК РФ оказался очень существенный вопрос о величине кадастровой стоимости: ее значение должно быть определено с НДС или без?
Минэкономразвития России в письме от 12.10.2017 № Д22и-103 указало, что величина рыночной стоимости, установленная в качестве кадастровой стоимости, не должна зависеть от особенностей обложения НДС. А информация о рыночной стоимости, принимаемая во внимание при кадастровой оценке, не анализируется на предмет наличия или отсутствия в ценах НДС. Это письмо направлено для всеобщего исполнения подведомственным инспекциям письмом ФНС России от 26.10.2017 № БС-4-21/21650@.
Борцам за права налогоплательщиков оптимизма добавили судьи. В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 № 09АП-55240/2016 по делу № А40-134041/16 они решили, что НДС нужно исключать из рыночной стоимости при совершении сделок с недвижимостью, так как это ведет к необоснованному увеличению облагаемой базы по налогу на имущество на сумму НДС и неправомерному начислению налога. Что показательно, налоговики в этом деле не стали подавать в кассацию, хотя дело проиграли.
Но Минэкономразвития России и Минфин России в письмах от 17.04.2018 № Д23и-1986 и от 23.04.2018 № 03-05-04-01/27451 уперлись. Они отметили, что ни НК РФ, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают возможность использования скорректированной величины кадастровой стоимости, не содержащейся в ЕГРН, в том числе на сумму НДС. И эта позиция была доведена до налоговых инспекций письмом ФНС России от 26.04.2018 № БС-4-21/8060@.
Аналогичная точка зрения отражена и в письме ФНС России от 19.11.2018 № БС-4-21/22415@, в котором тоже сделан вывод о том, что при исчислении налога на имущество с кадастровой стоимости уменьшение налоговой базы на величину НДС в НК РФ не предусмотрено.
Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости производится в соответствии с законом № 135-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Согласно этим документам кадастровая стоимость является конкретной величиной, определенной в установленном порядке и внесенной в ЕГРН.
В случае установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров или решению суда такая кадастровая стоимость отражается в ЕГРН и используется для целей налогообложения.
Кроме того, согласно позиции ВС РФ, выраженной в определении от 15.02.2018 № 5-КГ17-258, само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимости в целях дальнейшей его эксплуатации без реализации этого имущества не создает объекта обложения НДС. На это определение есть ссылка в письме ФНС России от 22.07.2019 № БС-4-21/14284.
Однако точка зрения чиновников оказалась крайне уязвимой. Да и решение суда, на которое сослались налоговики, трактовали они как-то весьма своеобразно.
Обращаясь с запросом в налоговую службу, налогоплательщик упомянул два определения ВС РФ:
- от 15.02.2018 № 5-КГ17-258;
- от 09.08.2018 № 5-КГ18-96.
Августовское решение суда выражено гораздо яснее.
Суды первых инстанций руководствовались положениями статьи 3 закона № 135-ФЗ. Они указали, что рыночная стоимость представляет собой наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки. Следовательно, в момент возможного совершения сделки по цене, равной рыночной стоимости, цена сделки всегда будет содержать НДС.
Логично? Логично. А вот ВС РФ посчитал по-другому.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 закона № 135-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» (утв. приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298) результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки.
Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе:
- при совершении сделок купли-продажи;
- передаче в аренду или залог;
- страховании и кредитовании;
- внесении в уставный (складочный) капитал;
- для целей налогообложения;
- составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- реорганизации юридических лиц;
- приватизации имущества;
- разрешении имущественных споров;
- в иных случаях.
Как видим, большое количество ситуаций, в которых используется рыночная оценка имущества, вообще не имеет никакой связи с начислением НДС. Поэтому фраза «само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимости в целях дальнейшей его эксплуатации без реализации этого имущества не создает объекта обложения НДС» означает вовсе не то, что подумали налоговики. Грубо говоря, ВС РФ просто указал оценщикам, что в определяемой ими рыночной оценке места для НДС нет.
Однако нужно признать, что к действиям налоговой инспекции это никакого отношения не имеет. Они действительно не имеют возможности использовать никакую другую величину кадастровой стоимости, кроме той, которая указана в ЕГРН!
А вот самоуправство со стороны самого налогоплательщика в виде вычета из кадастровой стоимости НДС недопустимо (постановление АС Московского округа от 03.09.2018 № Ф05-13852/2018).
Так что налогоплательщику нужно не налоговиков трясти, а добиваться изменения оценки своего объекта недвижимости.
Арбитраж бессилен. Идите другим путем!
Кадастровая стоимость определяется только на основании государственной кадастровой оценки. Решение об оценке принимают региональные власти. Они же и утверждают ее результаты. Изменить результат можно только по решению суда или уполномоченной комиссии.
В Москве результаты оценки утверждает столичное правительство и размещает их на портале www.mos.ru.
Как уже отмечалось ранее, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о новой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором было подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
Кстати, и решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Но где именно? Согласно Кодексу административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ст. 20) верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают (в качестве суда первой инстанции) административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. В том числе оспаривают решения комиссии. В Москве, например, этим должен заниматься Мосгорсуд.
В принятом решении суд должен указать вновь установленную величину кадастровой стоимости (ст. 249 КАС РФ).
Поэтому ни налогоплательщик самостоятельно при составлении декларации и исчислении налоговой базы и налога на имущество, ни арбитражный суд при рассмотрении законности решения налоговиков не вправе оценивать законность и обоснованность решения комиссии или решения Мосгорсуда.
Арбитражные суды не обладают полномочиями ни по установлению кадастровой стоимости для целей налогообложения, ни по пересмотру решений комиссии или Мосгорсуда по этому вопросу (ст. 27–29 АПК РФ и ст. 15, 249 КАС РФ).
Так что правильно оценщик включил НДС в кадастровую стоимость или неправильно – это решает в данном случае только Мосгорсуд. Вот туда компании и надо было обращаться!
Разумеется, отменить определение ВС РФ от 09.08.2018 № 5-КГ18-96 никто не может. Но применять его на практике, опять же, должен только Мосгорсуд, ну и иные соответствующие региональные суды.
Так что, может быть, компания и права. Только не надо самовольничать, и суд нужно выбирать по подведомственности дел.
Выводы: решить проблему с НДС в кадастровой стоимости, оказывается, все-таки можно. Только обращаться нужно не к налоговикам, не к арбитражному суду, а в обычные гражданские суды. А вот самовольно творить справедливость не стоит. Дороже обойдется.