Поправки, принятые Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ, постепенно меняют порядок работы с электронными подписями. Конечная цель новшеств состоит в выдаче электронных подписей на организацию только руководителям. Все остальные физические лица смогут подписывать электронные документы юрлиц только при наличии оформленной на себя электронной подписи и специальной доверенности.
Очередные новшества, призванные упростить переход на новый порядок работы, внесены в Закон № 476-ФЗ комментируемым Федеральным законом от 30.12.2021 № 443-ФЗ.
С 1 июля до 31 декабря 2021 года удостоверяющие центры, аккредитованные по новым правилам после 01.07.2020, могли выдавать электронные подписи в прежнем порядке. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 476-ФЗ было установлено, что такие подписи можно использовать до 1 января 2022 года. Однако в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 443-ФЗ, срок использования таких подписей продлевается до 31.12.2022.
При этом АУЦ, аккредитованные по новым правилам, сохраняют право выдавать сотрудникам организаций электронные подписи в прежнем порядке до 31 декабря 2022 года. Таким образом, переходный период продлен на весь 2022 год.
Вступившие в силу изменения позволяют до 31.12.2022 подписывать электронные документы квалифицированной электронной подписью организации или ИП, выданной АУЦ до 31 декабря 2021 года, если владельцем сертификата является руководитель организации или физическое лицо со статусом ИП и квалифицированной электронной подписью организации, выданной АУЦ до 31 декабря 2022 года по доверенности физическому лицу – не руководителю. В этом случае машиночитаемая доверенность не нужна.
Действующие нормы позволяют также до 31.12.2022 подписывать документы квалифицированной электронной подписью предпринимателя, выданной АУЦ до 31 декабря 2021 года физическому лицу – представителю ИП. В этом случае машиночитаемая доверенность также не нужна. Однако эта норма на практике работать не будет, поскольку технической возможности выдавать такие сертификаты у АУЦ нет.
Если срок действия квалифицированной электронной подписи, указанной выше, закончится в период с 1 января по 31 декабря 2022 года, то получить новый сертификат квалифицированной электронной подписи можно для руководителей юрлиц и ИП – в УЦ ФНС России, для сотрудников организаций по доверенности– в АУЦ, для физлиц – в АУЦ.
После 31.12.2022 года получить новую квалифицированную электронную подпись можно для руководителей юрлиц и ИП – в УЦ ФНС России, для физлиц – в АУЦ.
Удостоверяющий центр ФНС России выдает сертификаты для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов с 1 июля 2021 года. Для этого руководителю необходимо предварительно записаться в территориальный налоговый орган, лично подать заявление о выпуске подписи, пройти идентификацию, взять с собой СНИЛС, паспорт и защищенный носитель и документацию на него.
Предполагается, что после окончания переходного периода сотрудники и уполномоченные лица будут подписывать документы организации своими личными подписями. Такая подпись содержит только Ф. И. О. гражданина без указания организации, в которой он работает или которую он представляет. Как было указано выше, подписывать документы от имени юрлиц или ИП такие представители смогут только при наличии машиночитаемой доверенности.
Положения о подписании документов от имени организаций и предпринимателей квалифицированными электронными подписями физических лиц с использованием машиночитаемой доверенности вступают в силу с 1 марта 2022 года.