Правительство внесло очередные изменения в Правила маркировки и ввело новую административную ответственность за нарушение правил маркировки товаров.
Изменения правил маркировки молочной продукции в 2022 году
1 июня 2021 года стартовала обязательная маркировка молочной продукции. Теперь законодатель корректирует эти правила. Некоторые изменения носят технический характер, а некоторые значительно меняют сам порядок маркировки и работы с системой маркировки "Честный знак".
Отсрочена передача данных о розничных продажах в ГИС МТ "Честный знак". С 20 января на 31 марта 2022 года перенесена обязанность передавать в ГИС МТ данные о розничной продаже маркированной молочной продукции со сроком хранения до 40 суток. Перенос срока касается всех участников оборота, которые торгуют в розницу такой молочной продукцией. По мнению ЦРПТ перенос срока не касается сыров и мороженого, хранящихся до 40 суток, поэтому данные об их розничных продажах следует передавать в ГИС МТ уже с 20.01.2022.
Маркировка молочной продукции, срок годности которой зависит от условий хранения. Особые правила установлены для молочной продукции с разными сроками в зависимости от условий хранения, если минимальный срок хранения такой продукции составляет до 40 суток. Речь идет о молочной продукции с кодами ТН ВЭД 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0 и ОКВЭД 10.51, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190.
Производители и импортеры молочной продукции, хранящейся до 40 суток с 1 декабря 2021 года маркируют товары, передают сведения об их вводе в оборот, с 1 июня 2022 года передают сведения о розничной продаже молочной продукции, с 1 сентября 2022 года передают сведения об обороте товаров и сведения об их выводе из оборота, включая передачу для собственных нужд.
Оптовые и розничные продавцы молочной продукции, хранящейся до 40 суток с 1 июня 2022 года передают данные о розничных продажах, с 1 сентября 2022 года – об обороте товаров и выводе из оборота, включая передачу для собственных нужд.
Эти сроки в большинстве аналогичны тем, которые установлены для молочной продукции со сроком хранения до 40 суток. Отличие – в дате, с которой необходимо передавать данные о розничных продажах. По молочной продукции, срок годности которой не зависит от условий хранения, данные необходимо передавать в ГИС МТ с 31 марта 2022 года, а для продукции с разными сроками хранения эта обязанность вводится позже – с 1 июня 2022 года.
Реализация молочной продукции в отдаленных и труднодоступных местах. В настоящее время организации и предприниматели, которые реализуют молочную продукцию и производят расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях, могут не применять онлайн-кассу и не пробивать чек, если выдают покупателю по его требованию подтверждающий расчет документ. В этом случае данные о розничных продажах молочной продукции участники оборота самостоятельно передают в ГИС МТ в течение 30 календарных дней с момента продажи. С 1 марта 2022 года этот порядок изменится.
Если продавец реализует молочную продукцию организациям и предпринимателям, расположенным в отдаленных и труднодоступных местностях, то он должен вывести ее из оборота, сообщив об этом в ГИС МТ. Сделать это нужно в течение 3 дней с даты отгрузки товара. Оборот молочной продукции на территории удаленных и труднодоступных мест не требует передачи данных в ГИС МТ. Однако если в дальнейшем организации и ИП приобретают эту продукцию и перемещают из отдаленных местностей на остальную территорию РФ, то это признается вводом ее в оборот. Поэтому до такого перемещения покупатель должен сообщить в ГИС МТ о вводе продукции в оборот.
Реализация молочной продукции дистанционным способом. В настоящее время из числа участников оборота молочной продукции исключены организации и предприниматели, оказывающие услуги, связанные с продажей молочной продукции:
-
в рамках агентских договоров и договоров комиссии,
-
почтовые услуги по доставке, включая принятие наложенного платежа,
-
логистические услуги,
-
предпродажная подготовка,
-
сборка и упаковка,
-
доставка молочной продукции конечным потребителям от имени продавца с одновременным принятием денежных средств.
С 1 марта 2022 года перечень неучастников оборота будет сокращен и будет касаться только продажи товаров по образцам или дистанционным способом. В число неучастников по новым правилам войдут лица оказывающие услуги почтовой связи в отношении почтовых отправлений с наложенным платежом, доставляющие товары потребителям, выступающие платежными агентами, не осуществляющими оборот маркированного товара. Это означает, что перечисленные лица не должны регистрироваться в ГИС МТ и передавать в систему данные о вводе товара в оборот, обороте и выводе из оборота.
Кроме того, для продавцов, реализующих товары дистанционно с привлечением таких лиц, уточнили правила работы с системой ГИС МТ. Не позднее трех рабочих дней, следующих за отгрузкой товаров со склада хранения такому лицу, продавец должен сообщить об этом в ГИС МТ. В дальнейшем о продаже товара продавец должен сообщить в ГИС МТ с применением ККТ через ОФД. ККТ применяется при расчетах за товар самостоятельно не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения сведений о доставке товаров, полученных от посредников. Предельный срок не должен превышать 30 календарных дней со дня передачи товара потребителю.
Изменение веса молочной продукции. С 1 марта 2022 года можно ость уточнить вес продукции в ГИС МТ. Если уменьшился фактический вес молочной продукции, то участник оборота может скорректировать сведения об этом, направив ГИС МТ ИНН участника оборота молочной продукции, код идентификации, новый фактический вес молочной продукции. Состав кода маркировки при этом не меняется.
Изменения в маркировке фотокамер, одежды и парфюмерии
В настоящее время Правилами маркировки фотокамер, одежды, парфюмерии установлено, что средство идентификации наносится на потребительскую упаковку или этикетку. Если формируется набор товаров, средство идентификации наносится на потребительскую упаковку набора товаров или этикетку, а также на потребительскую упаковку товара или этикетку.
С 01.03.2022 можно наносить средство идентификации на потребительскую упаковку набора или этикетку, которая расположена на потребительской упаковке набора, и не наносить средство идентификации на потребительскую упаковку товаров, которые включены в набор. Это возможно, только если потребительскую упаковку набора товаров, сформированного при производстве, нельзя вскрыть без повреждения.
Если участник оборота товаров решил расформировать набор, содержащий товары, на которые не нанесено средство идентификации, такие товары необходимо перемаркировать до выставления на продажу, в том числе до их выставления в месте реализации, демонстрации их образцов.
Кроме того, до 1 октября 2022 года продлен срок, в течение которого можно ввозить и продавать ввезенные немаркированные комплекты и наборы фототоваров и парфюмерии. Ранее это разрешалось до 1 сентября 2021 года.
Также скорректирован перечень сведений, которые необходимо передавать в систему маркировки при регистрации наборов фототоваров и парфюмерии:
-
код товара;
-
полное наименование товара;
-
код товарной номенклатуры на уровне первых 4 знаков товаров, входящих в набор или комплект;
-
с 01.03.2022 – также следует указывать товарный знак наименование товаров, входящих в состав набора, но не подлежащих обязательной маркировке.
Новая административная ответственность за нарушение правил маркировки товаров
Организации и предприниматели, которые являются участниками оборота маркированных товаров, должны направлять сведения в систему "Честный знак". С 1 декабря в КоАП РФ введена новая статья 15.12.1, она подразумевает ответственность за непредставление сведений и нарушение порядка и сроков представления сведений либо представление неполных и недостоверных сведений в систему маркировки.