Проблема низкой энергоэффективности всей российской экономики известна. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) относится к такой сфере экономической деятельности, где стоимость энергетических ресурсов занимает около 80% общей себестоимости. При этом энергоэффективность инфраструктуры российского ЖКХ не выдерживает критики:
- потери в системе теплоснабжения достигают 60%;
- коммунальная инфраструктура российского ЖКХ представляет собой «черную дыру», где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы;
- кроме того велики потери и из-за устаревших электрических сетей и осветительных приборов.
Принятый 23 ноября 2009 г. Закон РФ «Об энергосбережении...» подвел черту под многолетними дискуссиями и убеждениями самих себя в том, что энергосбережением и повышением энергоэффективности заниматься все-таки надо. Вот сравнительные цифры по удельному расходу тепла и по энергоемкости ВВП:
- Швеция, Финляндия — 140 кВт•ч/м2;
- Германия — 250 кВт•ч/м2;
- Россия:
- кирпичный дом — 400 кВт•ч/м2;
- панельный дом — 600 кВт•ч/м2;
- односемейный дом — 700 кВт•ч/м2.
- Энергоемкость ВВП в России:
- в 2...3 раза выше, чем в США;
- в 3,5 раза выше, чем в Западной Европе.
Задача увеличения энергоэффективности для национальной экономики стала приоритетной. По данным Российского Центра по эффективному использованию энергии Российский потенциал составляет 45% полного потребления первичной энергии. При этом более 70% от общего потенциала энергосбережения страны сосредоточено в сфере приложения усилий предприятий ЖКХ.
Текущая государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения направлена с одной стороны, на ужесточение мер борьбы с неэффективным использованием энергетических ресурсов, с другой — на стимулирование программ повышения энергетической эффективности и энергосбережения.
Можно говорить о том, что в настоящее время законодательно закреплены основные нормативные механизмы и методы контроля и управления энергоэффективностью. Введены требования, обязательные для выполнения всеми энергоемкими предприятиями и участниками жилищно-коммунального рынка. Закон обозначил первоочередные направления повышения энергоэффективности, сроки внедрения ключевых мероприятий, формы наказаний нерадивых и поощрений стремящихся.
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства как точка приложения основных усилий напрямую не выделена в законе. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения, выделенные Законом, относятся непосредственно к ЖКХ. По другому и быть не может, поскольку ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества (промышленных предприятий, сферы услуг, объектов бюджетной сферы).
Государственная политика и законодательная поддержка по ее реализации есть. Для реального решения стоящих задач нужны технологии, методы, инструменты и наработка практики их применения.
Основные направления приложения усилий в повышении энергоэффективностиРассмотрение технологий по созданию материалов и оборудования, обеспечивающих максимальный режим энергосбережения, новых методов проектирования и эксплуатации фондов несомненно является важным для повышения энергоэффективности ЖКХ. Поговорим об ИТ технологиях, которые обеспечивают нас информацией для организации процесса Управления энергоэффективностью.
Множество научно-производственных компаний активизировало свою работу по созданию материалов, оборудования, обеспечивающих максимальный режим энергосбережения. В производство и строительство внедряются новые методы проектирования и эксплуатации фондов. Прошла экспериментальная проверка и планируется массовое строительство жилья по технологии энергоэффективного «пассивного дома».
Строительство нового это хорошо, но не надо забывать, что основная масса жилого фонда и инженерных коммуникаций в сфере ЖКХ очень давно введены в эксплуатацию и основная масса задач по повышению энергоэффективности касается именно этого сектора.
Для создания Комплексной Системы управления энергоэффективностью необходимо решение следующих задач:
- Учет энергоресурсов в реальном масштабе времени. Определение параметров, характеризующих состояние энергоресурсов и факторов, влияющих на эффективность управления энергоресурсами в реальном масштабе времени.
- Контроль состояния инфраструктуры, поддерживающей процессы производства, поставки и потребления энергоресурсов в реальном масштабе времени. Определение параметров, характеризующих состояние всей энергетической инфраструктуры в целом и факторов, влияющих на эффективность управления энергоресурсами в реальном масштабе времени.
- Использование факторов, определяющих эффективность управления энергоресурсами. Принятие решений для выполнения следующих функций:
- подготовка планов развития энергетической инфраструктуры,
- подготовка и реализация программ улучшения энергоэффективности,
- подготовка и реализации программ энергосбережения,
- управление развитием энергетической инфраструктуры.
- Контроль исполнения принятых решений.
- Оценка результатов по факту реализации принятых решений.
Давайте посмотрим, какие типы информационных систем должны быть применены на практике для построения комплексной системы управления энергоэффективностью и реализации вышеперечисленных задач.
Основание пирамиды — SCADA (диспетчерское управление и сбор данных)Системы контроля потребления (сбора данных о потреблении) — нижний уровень нашей пирамиды. Работают непосредственно с приборами учета. Разнообразные средства коммуникаций позволяют проектировать и строить компактные и надежные системы централизованного сбора данных показаний с приборов учета. Эти системы создают и хранят информацию о параметрах потребляемых ресурсов и их объемах. Количество параметров, поддающихся обработке, непосредственно зависит от характеристик самих приборов учета. Мониторинг текущего состояния энергопотребления необходим. Именно он обеспечивает данными все остальные уровни комплексной системы управления энергоэффективностью.
АСКУЭ — автоматизированная система коммерческого учета электроэнергииНа рынке в настоящий момент времени представлено достаточно много систем данного класса; чаще всего их разрабатывают производители приборов учета. Поэтому их выбор диктуется тем, с какими приборами учета может работать данная система. К сожалению, следует констатировать, что пока лишь немногие системы данного класса умеют работать с разными типами счетчиков одновременно. Но развитие в этом направлении идет очень быстрыми темпами.
Переходим сразу к третьему и четвертому уровню нашей пирамиды. Рынок программных продуктов для построения учетных систем, в том числе класса ERP, и систем поддержки принятия решений достаточно широко представлен на рынке. Наиболее распространенные тиражные решения для сферы ЖКХ реализованы в программах фирмы «1С». К преимуществам этого программного обеспечения можно отнести: оптимальное сочетание цены и качества продукта, согласованность решений с российским законодательством, большое количество специалистов, знающих продукт. Всего в отраслевой линейке для ЖКХ существует более 60 тиражных решений фирмы «1С» и ее партнеров, на которых реализовано несколько тысяч проектов внедрения по всей стране.
Несколько по-другому обстоит дело со вторым уровнем пирамиды. Связано это, прежде всего, с тем, что для решения задач этого уровня необходима:
- информация о состоянии объекта в реальном режиме времени (показании прибора, состоянии счетчика);
- информация о состоянии расчетов, условий договоров и значениях плановых показателей из систем верхнего уровня (сроки ремонтов и поверок оборудования, нормы на выполнение работ, сроки выполнения работ в соответствии с договорами и т.п.).
В настоящий момент времени чаще всего используется технология ручного ввода сводных данных о потребленных ресурсах в системы 3-его уровня представленной пирамиды. Имеется небольшое количество внедрений уникальных (индивидуально разработанных под заказчика) систем данного уровня. Комплексная система энергоэффективности совмещает в себе функционал, имеющийся в системах уровня SCADA и ERP системах.
Программный продукт 1С: Управление предприятием ЖКХ 8 — совместное комплексное отраслевое решение фирмы «1С» и Группы Компаний «1С:ВДГБ», созданное на базе типового решения 1С: Управление производственным предприятием 8 (1С: УПП).
При разработке специализированной отраслевой функциональности решения был обобщен опыт создания и успешной эксплуатации автоматизированных систем на предприятиях ЖКХ:
- осуществляющих профессиональное управление жилыми многоквартирными домами и прилегающей территорией;
- занимающихся обслуживанием и эксплуатацией производственных зданий и сооружений, а так же других объектов нежилого фонда;
- оказанием коммунально-эксплуатационных услуг всем категориям потребителей.
Решение предназначено для автоматизации управления и учета на предприятиях сферы ЖКХ, таких как:
- многоотраслевые предприятия комплексного управления — Управляющие компании (УК), в том числе объединяющие несколько ТСЖ, ЖСК или ГСК;
- жилищно-эксплуатационные управления (ЖЭУ);
- жилищно-эксплуатационные управляющие компании (ЖЭУК);
- жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК);
- дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ);
- ремонтно-эксплутационные предприятия (РЭП);
- ремонтно-строительные предприятия, работающие в секторе жилищных услуг для населения и организаций, находящихся в обслуживаемом фонде;
- предприятия, оказывающие услуги по обслуживанию инфраструктуры жилищного фонда, зданий, сооружений и территорий, в т.ч. клининговые компании;
- подразделения компании-девелопера, занимающиеся содержанием и эксплуатацией объектов недвижимости;
- подразделения холдинговых структур, занимающиеся обслуживанием и эксплуатацией, принадлежащих холдингу жилищных фондов;
- специализированные информационно-расчетные центры, оказывающие услуги по организации начисления и сбора платежей с потребителей и ведения расчетов с ними;
- ресурсо-снабжающие организации, организации теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Отраслевая функциональность программного продукта 1С: Управление предприятием ЖКХ 8 включена в специализированную подсистему Управление ЖКХ типового решения 1С: УПП и позволяет автоматизировать учет и осуществлять управление предприятием ЖКХ.