Совместным письмом от 10.06.2021 № 24-06-06/45785/24044-АЛ/09/ПИ/47490/21 три ведомства – Минфин России, Минстрой России и ФАС России – обозначили свою позицию относительно возможности изменения цены и срока исполнения государственного контракта.
Речь идет о контрактах на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд и рисках их неисполнения по причине существенного роста цен на строительные ресурсы, который привел к увеличению общей стоимости строительства.
Рост цен на строительные ресурсы и его последствия
Все началось еще в прошлом году, когда был зафиксирован рост цен на металлопродукцию. Причинами роста были названы:
-
изменение мировых цен;
-
колебания курса валют;
-
повышение цен на сырье.
Рост цен на металл запустил процесс подорожания смежной продукции (сортового металлопроката, кабельной продукции, оцинкованного листа и др.). Национальное объединение строителей даже предложило включить металлопрокат в перечень товаров, мониторинг цен на которые следует вести на основании биржевых торгов.
В связи с резким ростом цен на металлопрокат (арматуру, листовой и фасонный металл, трубы) в IV квартале 2020 года ФАС России провела проверки ряда организаций. Анализ полученной информации выявил признаки антиконкурентного соглашения при участии в торгах на поставку металлопроката.
Если экономический субъект ведет самостоятельную ценовую политику, то объективных оснований для совпадения уровня цен с конкурирующим хозяйствующим субъектом нет. Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ч. 1 ст. 11) запрещены согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят, в частности:
-
к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
-
повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
-
отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами.
Если такие нарушения будут установлены в ходе проверок поставщиков металлопроката, такие организации могут быть привлечены к ответственности по статье 14.32 КоАП РФ.
Следом за металлопродукцией подорожали материалы из древесины (пиломатериалы, фанера). По данным Росстата, только в апреле текущего года среди строительных материалов увеличились цены:
-
на плиты древесностружечные, ориентированно-стружечные – на 8,6 %;
-
доски обрезные – на 4,6 %;
-
металлочерепицу – на 3,8 %;
-
еврошифер – на 3,1 %;
-
рубероид – на 2,6 %.
В апреле забили тревогу и переработчики пластмасс. Эта отрасль производит более ста тысяч типоразмеров и видов товаров, применяемых в различных областях народного хозяйства, в том числе в строительстве (теплоизоляция, окна, трубы, водостоки, сантехника, электроустановочные изделия). Пластмасса входит в состав защитной одежды и СИЗ, приборов, емкостей и упаковок. Серьезно повлиял на развитие и стабильность работы в отрасли рост цен на основное сырье – крупнотоннажные пластмассы, производимые в том числе в России и из российского газо-нефтехимического сырья. По мнению экспертов, если в 2021 году цены продолжат расти дальше, то это приведет не только к значительному сокращению спроса на продукцию переработки пластмасс, но и к массовым остановкам и банкротствам.
Все перечисленные проблемы возникли по причинам, не зависящим ни от строителей, ни от заказчиков – федеральных, региональных и муниципальных властей. А дефицит и рост цен на стройматериалы отразились на исполнении государственных и муниципальных строительных контрактов, заключенных на срок не менее одного года.
Подрядчики озадачились вопросом: можно ли изменить существенные условия контракта на выполнение строительных работ при удорожании строительных ресурсов, повлекшем увеличение общей стоимости строительства?
Возможность изменения существенных условий контракта
Отвечая на этот вопрос, финансовое и строительное ведомства, а также ФАС России отметили следующее.
Как правило изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. На это указано в части первой статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (закон № 44-ФЗ). Но та же норма закона № 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для корректировки условий контракта. В этот перечень входит и пересмотр существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству. Это возможно, если (п. 8 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ):
-
срок исполнения контракта составляет не менее года;
-
цена равна или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Кабинетом министров. Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186 предельный размер цены контракта для рассматриваемой ситуации установлен в сумме 100 млн рублей;
-
исполнение контракта невозможно по обстоятельствам, возникшим по не зависящим от сторон причинам.
Корректировка контракта допустима при наличии письменной формы обоснования такого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %. При этом в срок исполнения контракта не включается срок получения положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
В 2019 году законодатель дополнил закон № 44-ФЗ (п. 8 ч. 1 ст. 95) новыми основаниями для изменения существенных условий цены контракта, в том числе при возникновении обстоятельств, не зависящих от сторон контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, влекущих невозможность его исполнения. Дополнения были внесены законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ и теперь позволяют заказчику изменить срок и цену таких контрактов без необходимости заключения нового контракта.
В совместном письме три ведомства подчеркнули, что перечень указанных в законе № 44-ФЗ (п. 8 ч. 1 ст. 95) обстоятельств, не зависящих от сторон контракта, открытый. Он включает в себя и изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если такое изменение возникло по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам.
Таким образом, в случае увеличения стоимости строительства из-за удорожания строительных ресурсов, влекущего невозможность исполнения контракта, который заключен на срок не менее одного года и цена которого составляет не менее 100 млн рублей, заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта (п. 8 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ):
-
одновременно цену и срок исполнения контракта, или
-
только срок, или
-
только цену.