Любой бизнес предполагает получение прибыли. Чтобы не ошибиться в назначении цены на продукцию собственного производства, рассчитывается себестоимость. Процесс сложный, когда это делается вручную. Программа 1С:ERP позволяет автоматизировать процедуру.
ERP система – гибкое решение для автоматизации сложных, многоступенчатых бизнес-процессов. Это универсальная единая информационная система, целью внедрения которой является оптимизация бизнес-процессов компании и получение конкурентного преимущества. Так как проекты по внедрению ERP требуют больших временных и денежных ресурсов, важно точно определить цели еще до старта проекта. Такой целью могут быть, например, улучшение показателя окупаемости инвестиций.
Внедрите ERP систему у нас и результаты превзойдут ваши ожидания!
Что такое себестоимость?
При производстве продукции участвуют материалы, полуфабрикаты, сырье, амортизируются станки, выплачивается зарплата. Все эти затраты составляют себестоимость.
В ее расчет закладываются не только издержки, нужно еще предусмотреть прибыль. При этом цена должна быть конкурентоспособной на рынке, иначе продукцию не будут покупать.
Автоматизирован процесс расчета себестоимости в программе 1С:Бухгалтерия, отраслевых решениях, но наиболее полный функционал предлагает 1С:ERP.
Как выстроен процесс
Для автоматизации существует несколько инструментов:
- разделение номенклатуры по типам;
- группировка затрат по статьям и номенклатуре;
- механизм, делящий затраты по местам осуществления деятельности и направлениям.
Номенклатура делится на 3 вида:
- товары;
- услуги;
- работы.
Для понимания механизма работы системы подразделяют три понятия:
- затраты, когда средства израсходованы на приобретение активов;
- расходы, которые они привязываются к произведенной продукции;
- издержки возникают в момент реализации.
По экономической сути издержки делятся на две категории:
- постатейные, учитываемые в суммовом выражении;
- номенклатурные, которые выражены в рублях и количестве.
Формировать себестоимость можно по направлениям деятельности (НД) и по подразделениям.
Как формируется себестоимость по направлениям деятельности
Все документы с момента поступления в компанию относятся к определенному направлению деятельности, о чем делается пометка. НД выбирается из справочника.
Благодаря выстроенным настройкам затраты будут формироваться по указанному виду деятельности в разрезе статей, номенклатурных групп.
Затраты формируются по выбранному способу:
- по выручке;
- по себестоимости от продаж;
- по валовой выручке;
- по коэффициентам.
В справочнике “Структура предприятия” настраиваются подразделения, чтобы формировать себестоимость по ним.
Расчет полной себестоимости
При расчете себестоимости используются данные с момента поступления товара или услуги в компанию. Первый документ — “Поступление товаров и услуг”. Их стоимость вносится согласно документам поставщика, а для расчета себестоимости в учетной политике выставляется способ списания: ФИФО, средняя себестоимость, по единице продукции.
Косвенные затраты формируются на счетах учета общехозяйственных и общепроизводственных расходов. При поступлении товаров и услуг требуются дополнительные затраты:
- погрузка;
- транспортировка;
- хранение.
Эти расходы фиксируются документом “Поступление услуг и прочих активов”.
Основной механизм, используемый для фиксации расходов — статьи затрат. При создании каждого элемента выбираются показатели: где возникают и куда относятся.
Центры возникновения:
- покупка;
- склад;
- продажа;
- производство;
- общехозяйственные, общепроизводственные;
- объекты затрат.
Можно предусмотреть собственные варианты и общие направления:
- финансовый результат;
- расходы будущих периодов;
- ручное формирование.
Для дополнительных расходов выбирают тип возникновения и способ распределения.
Расчет себестоимости при производстве и выпуске продукции
Здесь важно все сгруппировать посредством списания номенклатурных и постатейных затрат непосредственно на произведенную продукцию.
Для этого используются документы:
- Выполнение этапов;
- Продукция без заказ;
- Ресурсная спецификация.
В последнем релизе введен новый объект возникновения затрат (ОВЗ). В его карточке задаются параметры учета и распределения. Расчет с/б производится регламентной операцией “Распределение затрат и расчет себестоимости.
Для анализа формируются отчеты:
- Дерево себестоимости;
- Анализ себестоимости.
Последний документ позволяет увидеть общую с/б по компании, а также по каждому виду. В “Дереве с/б” можно детализировать себестоимость до первичных затрат.
Себестоимость продаж
Этот показатель важен для сотрудников отдела сбыта. Здесь в полученную себестоимость производства добавляются коммерческие и прочие расходы. Используются документы реализации:
- Товаров и услуг;
- Услуг и прочих активов.
Окончательный финансовый результат складывается после использования регламентной операции “Закрытие месяца”. В конце месяца формируются отчеты: “Доходы и расходы”, “Финансовые результаты”.
Планирование себестоимости
Для этих целей в программе предусмотрен раздел “Бюджетирование”. Документ “Экземпляр бюджета” предназначен для ввода стратегического плана, а в оборотно-сальдовой ведомости можно оценить план выполнения.
Существует также документ “Плановая калькуляция”, куда заносятся нормы расходования сырья, трудозатрат, иные статьи расходов. Для анализа используется план-факт в подсистеме “Производство”.