Прошедший год был особенным в части предоставления государственной помощи бизнесу в связи с распространением коронавирусной инфекции. Полученные бюджетные средства сейчас нужно не забыть отразить в отчетности с учетом изменений, которые были внесены приказом Минфина России от 04.12.2018 № 248н. Поправки действуют с отчетности за 2020 год.
О том, что нужно не забыть учесть указанные изменения, внесенные в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н), напомнил Минфин России в рекомендациях аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2020 год (приложение к письму Минфина России от 29.12.2020 № 07-04-09/115445)
ПБУ 13/2000 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи. Речь идет о госпомощи, предоставляемой коммерческим организациям и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретного экономического субъекта в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
В бухгалтерском учете организации и ИП формируют информацию о госпомощи, предоставленной из бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в частности, в виде субсидий (далее – бюджетные средства). Бюджетные средства при этом подразделяются на средства, используемые на финансирование (п. 4 ПБУ 13/2000):
- капитальных затрат, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
- текущих расходов.
Внесенные изменения в пункт 5 ПБУ 13/2000 позволяют экономическому субъекту принять бюджетные средства к бухучету;
- по мере фактического их получения либо
- при наличии следующих условий
- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены.
Варианты учета
Пунктом 7 ПБУ 13/2000 определены положения по отражению в бухучете получаемых бюджетных средств в зависимости от выбранного варианта их учета.
Признание бюджетных средств по мере фактического получения в бухгалтерском учете сопровождается проводкой:
Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 86 «Целевое финансирование»
- получены бюджетные средства.
При втором варианте в момент, когда у организации появляется уверенность в получении бюджетных средств, осуществляется следующая запись:
Дебет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» Кредит 86 «Целевое финансирование»
- отражена задолженность по целевому финансированию из бюджетных средств.
По мере фактического их получения соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений:
Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
- отражено поступление бюджетных средств.
Порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования (п. 9 ПБУ 13/2000), не изменился. Суммы бюджетных средств на финансирование капитальных затрат на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов по мере начисления амортизации списываются на финансовые результаты организации.
Суммы же бюджетных средств на финансирование текущих расходов учитываются в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухучету запасов и других активов с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Введенным абзацем 2 пункта 10 ПБУ 13/2000 определен порядок учета бюджетных средств, предоставленных на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды. Такие затраты отражают в размере начисленной амортизации как увеличение финансового результата организации, в оставшейся части - в качестве доходов будущих периодов.
В январе 2020 года компания ввела в эксплуатацию основное средство, капитальные затраты на него составили 960 000 руб. По объекту был установлен срок полезного использования 80 месяцев и линейный способ начисления амортизации. В марте 2020 компания обратилась в муниципалитет с просьбой о получении субсидии на компенсацию понесенных капитальных затрат. Заявленная сумма денежных средств поступила на расчетный счет компании в июле 2020.
Исходя из установленного срока полезного использования объекта и способа начисления амортизации по основному средству ежемесячно начисляется в виде амортизационных отчислений 12 000 руб/мес. (960 000 руб. : 80 мес.). На момент поступления субсидии по объекту начислена амортизация в сумме 72 000 руб. (12 000 руб/мес. х 6 мес.).
В бухгалтерском учете факт хозяйственной жизни, связанный с получением целевого финансирования из муниципалитета, отражается следующим образом:
Дебет 51 Кредит 86
- 960 000 руб. - получены бюджетные средства в виде компенсации капитальных затрат по введенному основному средству;
Дебет 98 Кредит 91-1
- 72 000 руб. - учтена в прочих доходах часть целевого финансирования в сумме начисленной амортизации по объекту на момент получения бюджетных средств;
Дебет 86 Кредит 98
- 888 000 руб. (960 000 – 72 000) - учтена в доходах будущего периода часть целевого финансирования в сумме остаточной стоимости основного средства на момент получения бюджетных средств.
В дальнейшем при начислении ежемесячно амортизации часть целевого финансирования в начисленной сумме учитывается в прочих доходах:
Дебет 20 Кредит 02
- 12 000 руб. – начислена сумма амортизации по объекту в августе;
Дебет 98 Кредит 91-1
- 12 000 руб. – учтена в прочих доходах часть целевого финансирования.
Отражение в балансе
Новой редакцией пункта 20 ПБУ 13/2000 определен состав показателей бухгалтерского баланса, раскрывающих информацию о полученной государственной помощи. С учетом существенности в бухгалтерском балансе предлагается отразить по отдельным статьям:
- неиспользованный остаток предоставленных субъекту бюджетных средств в составе средств целевого финансирования;
- дебиторская задолженность в части бюджетных средств, принятых к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 7 ПБУ 13/2000;
- доходы будущих периодов, признанные в соответствии с абзацем 3 пункта 9 ПБУ 13/2000 в связи с государственной помощью на финансирование текущих расходов, в составе краткосрочных обязательств;
- кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств, признанному в соответствии с пунктом 14 положения.
В упомянутом пункте 14 определен порядок учета возвращаемой суммы целевого финансирования, если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми экономический субъект должен возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы. В таком случае на сумму, подлежащую возврату, производится запись:
- в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных затрат - в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату. Одновременно уменьшаются финансовые результаты субъекта и восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов;
- в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования или такой остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых результатов субъекта и возникновение задолженности по их возврату.
Новой редакцией пункта 21 ПБУ 13/2000 установлен порядок представления доходов будущих периодов в бухгалтерском балансе.
Доходы будущих периодов, признанные в соответствии с абзацем 3 пункта 9 ПБУ 13/2000 в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат, могут быть представлены в бухгалтерском балансе в качестве:
- обособленной статьи в составе долгосрочных обязательств. При этом суммы, отнесенные в отчетном периоде на финансовые результаты, представляются в отчете о финансовых результатах в качестве отдельной статьи доходов;
- регулирующей величины, уменьшающей балансовую стоимость внеоборотных активов. При этом суммы, отнесенные в отчетном периоде на финансовые результаты, уменьшают в отчете о финансовых результатах расходы по амортизации.
Доходы, признанные в соответствии с абзацем 3 пункта 9 ПБУ 13/2000 в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование текущих расходов, в отчете о финансовых результатах по выбору экономического субъекта представляют в качестве:
- отдельной статьи доходов (с учетом существенности) либо
- суммы, уменьшающей расходы, на финансирование которых получены соответствующие бюджетные средства.
Раскрытие информации в отчетности
Изменениями, внесенными в пункт 22 ПБУ 13/2000, уточнен минимальный объем информации в отношении государственной помощи, который подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности субъекта. К ранее предписываемым:
- характеру и величине бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
- назначению и величине бюджетных кредитов;
- характеру прочих форм государственной помощи, от которых экономический субъект прямо получает экономические выгоды;
- не выполненным по состоянию на отчетную дату условиям предоставления бюджетных средств и связанным с ними условными обязательствами и условными активами, -
добавились способы представления информации в бухгалтерской отчетности, выбранные субъектом в соответствии с пунктом 21 положения (в качестве обособленной статьи в составе долгосрочных обязательств или в качестве регулирующей величины, уменьшающей балансовую стоимость внеоборотных активов).
Заказать звонок
- Вконтакте