-
от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» (ст. 1);
-
от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ст. 2);
-
от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 3).
Статьей 2 закона № 17-ФЗ приостановлен запрет на проведение общего собрания акционеров (п. 2 ст. 50 закона № 208-ФЗ) или участников ООО (п. 1 ст. 38 закона № 14-ФЗ) в форме заочного голосования.
Заочное утверждение: поблажки продлены
По установленным правилам общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопросы:
-
об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии общества;
-
утверждении аудитора общества, а также утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества (если уставом АО решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества), –
не может проводиться в форме заочного голосования.
Закон № 14-ФЗ также запрещает заочно (опросным путем) принимать решения общему собранию участников общества по вопросам, связанным с утверждением годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов.
Но ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, внесли свои коррективы и в эти корпоративные процедуры. Сначала федеральные законы от 07.04.2020 № 115-ФЗ и от 31.07.2020 № 297-ФЗ смягчили требования, разрешив:
-
перенести проведение годовых собраний в срок до 30.09.2020 (вместо 30.06.2020 по общему правилу);
-
заочное проведение общего собрания акционеров или участников ООО.
Теперь закон № 17-ФЗ продлил на 2021 год отмену запрета на заочное проведение общих собраний, правда с оговоркой. Заочно (для ООО и опросным путем) допустимо проводить общее собрание, если его повестка дня будет включать в себя в том числе вопрос об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.
Решения о проведении общих собраний в заочной форме должны принять:
-
совет директоров (наблюдательный совет) АО;
-
исполнительный орган ООО.
Обязательный экземпляр отчетности
На процедуру утверждения годовой отчетности отводится определенное время.
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не увязывает между собой процедуры представления и утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности. В документе (ч. 9 ст. 13 закона № 402-ФЗ) сказано, что при решении вопроса, касающегося порядка и случаев утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, следует руководствоваться нормами, которые установлены иными федеральными законами.
Обязательный экземпляр отчетности экономические субъекты сдают в ИФНС для формирования госресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО). Порядок представления отчетности утвержден приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@.
С 1 января 2021 года нельзя представлять бухотчетность на бумажном носителе для формирования ГИР БО. Ее обязательный экземпляр нужно представлять только в виде электронного документа по ТКС. Обязательный экземпляр нужно направлять в ИФНС по местонахождению налогоплательщика через оператора электронного документооборота. По общему правилу сделать это нужно не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Субъекты малого предпринимательства были вправе представлять обязательный экземпляр отчетности за 2019 год на бумажном носителе либо в виде ЭД. С отчетности за 2020 год все экономические субъекты, в том числе представители МСП, обязаны представлять ее исключительно в виде электронного документа. Отчетность на бумаге налоговые органы принимать больше не будут.
При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Закон № 17-ФЗ вступает в силу 04.03.2021.
Изменения в процедуре смены юрисдикции для инокомпаний
Изменения и дополнения, внесенные в закон № 290-ФЗ, дают возможность использовать процедуру смены юрисдикции иностранным компаниям. Речь идет о компаниях, которые не являются членами группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членами комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл), но зарегистрированы в государствах и на территориях, являющихся членами региональных групп по типу ФАТФ.
В РФ с 2018 года действует механизм смены юрисдикции иностранных компаний на международные компании на территории специальных административных районов на территориях Калининградской области и Приморского края. Здесь действуют правила корпоративного, валютного и налогового законодательства, схожие с теми, которые применяются в международных финансовых центрах.
Вносимые законом № 17-ФЗ коррективы дают возможность большему кругу иностранных юридических лиц получить статус международной компании или международного фонда в специальных административных районах на территории РФ. При этом сохраняются ранее установленные требования в части противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.