В конце июня, а точнее 30 числа, вступает в силу Федеральный закон от 11.06.2022 № 175-ФЗ.
С началом действия этого документа РФ денонсирует Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения.
Денонсирование дословно означает отказ одной из сторон от заключенного договора между странами. Получается, что денонсация соглашения является прекращением сотрудничества РФ с государствами – участниками Содружества. Насколько правомерно такое одностороннее решение?
Ответ на этот вопрос содержится в самом Соглашении, а именно в ст. 13. Из этой статьи следует, что каждый участник может выйти из Соглашения. Для этого он должен направить письменное уведомление депозитарию (исполнительному комитету СНГ, осуществляющему учет международных договоров и других документов). После подачи уведомления в отношении этого участника действие Соглашения прекращается. Но происходит это не сразу, а по истечении шести месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.
Закон № 175-ФЗ (ст. 2) вступает с силу 30.06.2022. Это значит, что действие Соглашения для РФ будет прекращено с 01.01.2023.
Каковы причины отказа от Соглашения? Может ли это решение аукнуться на уже назначенных пенсиях? Что делается для защиты пенсионных прав граждан СНГ в будущем?
Отменяемые правила
Денонсируемое Соглашение было заключено 13.03.1992. Участниками Соглашения являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия (с оговоркой), Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Документ был принят исходя из необходимости защиты пенсионных прав граждан СНГ. Речь идет о тех гражданах, которые приобрели это право на территории государств Содружества или на территории других республик за период их вхождения в СССР. Соглашением признавалась необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения.
Более 30 лет Соглашение служило верой и правдой, успешно защищая интересы поколений советских граждан, имеющих стаж работы в СССР.
Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению, несло государство, предоставляющее обеспечение. Пенсии для жителей СНГ назначали, учитывая весь трудовой стаж и заработок, приобретенные на территории СССР до 1992 года, а также на территории стран СНГ с 1992 года. Выплату пенсии осуществляло государство, в котором человек постоянно жил, даже если у него другое гражданство.
При переселении выплата назначенной пенсии могла быть продолжена в случае отсутствия права на нее по законодательству государства нового места жительства на период до даты возникновения такого права.
Взаимные расчеты не производились, если иное не было предусмотрено двусторонними соглашениями (ст. 3 Соглашения).
Соглашение распространялось на все виды пенсий, которые назначались по месту жительства граждан. Это, в частности, на пенсии участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Для получения такой пенсии наряду с прочими условиями (достижением определенного возраста, наличием трудового и страхового стажа, подтверждаемого необходимыми документами или сведениями, содержащимися в них) гражданин должен был подтвердить статус чернобыльца. Этот статус изначально мог быть подтвержден документом другого государства (например, удостоверением уполномоченного органа Украины). Если гражданин Украины находился на территории РФ на законных основаниях (например, имел вид на жительство), то для оформления пенсии ему необходимо было представить удостоверение участника, выданное по правилам законодательства РФ. Сейчас (с 29.08.2020) выдача такого документа в РФ регулируется совместным приказом МЧС России, Минтруда России и Минфина России от 21.04.2020 № 253/207н/73н.
Причины отказа от прежнего порядка
За 30 лет все государства - участники СНГ перешли от государственной системы пенсионного обеспечения к формированию пенсий на основе уплаченных страховых взносов (социальных взносов) на обязательное пенсионное страхование. Положения Соглашения перестали соответствовать идеологии и основополагающим принципам пенсионных систем государств - участников СНГ. Это в свою очередь не позволяло гражданам указанных государств в полном объеме реализовывать свои пенсионные права при выходе на пенсию.
Усилились миграционные процессы. Активный приток граждан из стран СНГ и бывшего СССР в последние годы привел к увеличению затрат на реализацию Соглашения. При этом под действие Соглашения уже могли подпадать граждане, не имеющие или имеющие минимальный стаж работы в СССР. Вклад этих лиц в развитие экономики страны был незначительный, а средства, которые на пенсионное обеспечение тратила РФ, существенными.
Пересмотра назначенных пенсий не будет
После отказа РФ от Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников СНГ будет осуществляться в соответствии с новыми заключенными соглашениями. При отсутствии таковых будет применяться национальное законодательство. Важно, что пенсии, назначенные по нормам Соглашения до принятия закона № 175-ФЗ, пересмотру не подлежат, РФ продолжит их выплачивать.
Будущее за экспортом пенсий
Как было сказано в заключении на законопроект комитета Госдумы по делам СНГ, РФ ведет работу по заключению новых двусторонних договоров. Они основываются на принципе пропорциональности, предусматривающем распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории государства каждой из договаривающихся сторон. В соответствии с пенсионным законодательством в этом случае Россия отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории.
С отдельными государствами уже подписаны новые соглашения. Так, с 01.01.2021 пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России осуществляется в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС (подписано 20.12.2019 в г. Санкт-Петербурге).
Коллегия Евразийской экономической комиссии утвердила правила реализации общих процессов в сфере пенсионного обеспечения трудящихся ЕАЭС. Это позволит уполномоченным органам стран союза перейти с бумажного на электронный формат взаимодействия. При назначении и выплате пенсии трудящимся, а также осуществлении экспорта пенсии из одного государства в другое, будет обеспечен оперативный обмен юридически значимыми электронными документами. Это позволит сократить сроки рассмотрения заявлений на назначение пенсии.