Финансовая модель - набор взаимосвязанных показателей, которые помогают оценить состояние бизнеса. Позволяет спрогнозировать выручку, прибыль, рентабельность и просчитать, как изменения отразятся на показателях бизнеса. По форме представляет собой таблицу с набором цифр, с помощью которой можно понять, что и как может повлиять на бизнес.
Составить и использовать финансовую модель можно в 1С:УНФ. В программе все показатели бизнеса можно увидеть в трех основных отчетах бизнеса раздела: Компания — Анализ бизнеса. Здесь вы можете видеть отчеты: Денежный поток, Доходы и Расходы, Баланс. Показатели этих отчетов, собранные и проверенные за несколько периодов времени, дадут информацию о работе вашего бизнеса. Для создания финансовой модели подойдут и цифры, собранные в Excel либо в таблицах, где можно было бы видеть, как минимум доходы и расходы за период.
1. Для работы с финансовой моделью воспользуйтесь инструментом «Бюджетирование» в разделе: Компания — Развитие бизнеса — Бюджеты.
2. Открывается список бюджетов. Создаем новый бюджет по команде «Создать». Открывается форма «Доходы и расходы», которую используем для создания финансовой модели. Заполняем обязательные реквизиты: сценарий планирования, период, организация.
3. При нажатии на сценарий выбираем «Посмотреть все» и открывается список сценариев. Создаем новый по кнопке «Создать» и называем наш сценарий Финансовая модель, чтобы сразу было понятна цель создания и содержание. Выбираем периодичность планирования: от одного дня до года. Обычно для финансовой модели это месяц, но можно разделить и по неделям.
4. Указываем, насколько подробная будет наша модель: до каждой номенклатурной единицы или группы, до менеджера. Сохраняем созданный сценарий «Финансовая модель» по кнопке «Записать и закрыть». Далее остается только выбрать этот сценарий для дальнейшей работы.
Отчеты для заполнения финансовой модели
Посмотрите на созданную модель, в ней уже есть основные показатели и настроенные формулы расчета. На основании значений выручки и расходов есть дополнительные показатели: точка безубыточности, запас финансовой прочности, операционный рычаг. Таким образом эту модель уже можно использовать для работы.
В основе модели основные показатели бизнеса: Выручка, Прямые расходы, Косвенные расходы, Прибыль, Рентабельность. При ведении управленческого учета в 1С:УНФ значения показателей для заполнения модели можно найти в самой программе. Значения показателей из программы делают финансовую модель действительно работающим инструментом. В 1С:УНФ информация доступна в отчете Доходы и расходы по статьям.
По подразделениям можно увидеть в отчете Валовая прибыль. Проанализируйте в отчетах Анализа бизнеса: Компания — Развитие бизнеса — Анализ бизнеса.
Для составления финансовой модели рассчитайте, какую часть составляет себестоимость. Себестоимость напрямую зависит от продаж, поэтому для финансовой модели определяем, сколько себестоимости в рубле продаж. Можно посчитать вручную или посмотреть рентабельность по валовой прибыли. Следующим важным показателем, который необходим для финансовой модели являются косвенные расходы. Полученные основные показатели в Анализе бизнеса перенесем в нашу финансовую модель.
Перенос информации в финансовую модель
На основании информации Анализа бизнеса заполните финансовую модель своими значениями. Начните с Выручки. Прогнозируйте продажи исходя из сезонности, которую можете отследить в отчетах за аналогичные периоды прошлого года. Значения продаж можно ввести вручную или воспользоваться возможностями программы. Равномерно по периодам: при вводе общей суммы за весь период она распределится поровну на периоды. Пропорционально по суммам — при вводе общей суммы и распределения по периодам сумма распределится пропорционально введенным значениям, удобно использовать для учета сезонности.
Следующий шаг - себестоимость. Из отчета Доходы и расходы в Анализе бизнеса определите себестоимость. При вводе суммы выручки и себестоимости рассчитываются все зависимые показатели и сразу можно оценить полученные значения в модели.
Перейдите к косвенным расходам, которые имеют примерно постоянный размер за период. Также укажите примерную сумму налогов, которые ежемесячно платите и получите работающую модель нашего бизнеса.
Таким образом, заполнив значения выручки, себестоимости и косвенных расходов, можно получить рассчитанные основные показатели бизнеса. Для начала работы и основных прогнозов этих показателей уже достаточно. Без дополнительных настроек можно проверять гипотезы и рассчитывать сценарии с результатами.
Дополнительные показатели
Что делать, если важно для бизнеса посчитать косвенные расходы по статьям и добавить свои индивидуальные показатели? Для этого откройте список показателей в разделе: Компания — Развитие бизнеса — Показатели бизнеса. Создайте новый показатель по кнопке "Создать", открывается форма создания нового показателя.
Укажите название, запишите, по кнопке «Редактировать» перейдите на указание формулы расчета. Создайте несколько статей косвенных расходов. Можно внутри сделать две группы: коммерческие и управленческие расходы. Наполните группы статьями расходов. Для сбора информации о фактических значениях по этому показателю в качестве источника укажите счет управленческого плана счетов.
Аналогично создайте и другие статьи косвенных расходов: «Компьютер, связь», «Персонал», «Офисные расходы«. Если у нас розничный бизнес, то нам важен, например, показатель «Выручка с одного метра квадратного». Создайте предварительно показатель площадь, а далее по формуле рассчитаем выручку с площади. Дополнить модель показателями можно оперативно в любой момент времени, так происходит настройка модели под свой бизнес.
В 1С:УНФ уже есть преднастроенная финансовая модель, которую можно использовать. Для заполнения модели можно использовать как фактическую информацию из 1С:УНФ, так и цифры в электронных таблицах. Стандартная модель уже содержит основные показатели и позволяет моделировать различные сценарии, отвечая на вопрос, что будет с бизнесом, например, если продажи сократятся или вырастут, цены поставщиков изменятся, если придется использовать заемные средства для развития бизнеса.
Финансовую модель можно оперативно дополнить своими показателями бизнеса. Созданную модель можно сохранить и создать несколько новых. На основании финансовой модели можно создать бюджет и в дальнейшем использовать его для контроля за отклонениями фактических показателей от плановых.