В письме ФНС России от 06.08.2020 № ШЮ-4-13/12599@ рассмотрены вопросы налогообложения внутригрупповых услуг. Налоговая служба нацелилась выработать единообразные подходы при формировании доказательственной базы в рамках мероприятий налогового контроля по вопросам налогообложения расходов по оплате услуг, оказываемых в адрес российских организаций иностранными взаимозависимыми организациями.
Пошагово контрольные мероприятия описаны так.
В первую очередь налоговики должны определить реальность услуг, то есть действительно ли такие услуги существовали и предоставлялись, не было ли дублирования расходов на идентичные услуги. С этой целью проверяющие должны всесторонне оценить документы налогоплательщика. Главное в этом деле не переборщить. Истребовать документы налоговые инспекции должны, исходя из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, обусловленных целями и задачами проводимого налогового контроля, а также принципа разумного соотношения объема запрашиваемых документов с объемом оказанных услуг.
Затем проверяющие должны определить, несут ли оказанные внутригрупповые услуги экономическую или коммерческую ценность для усиления или поддержания коммерческого положения налогоплательщика. Заявленные налогоплательщиком расходы не должны быть компенсацией затрат на акционерную деятельность.
Если контроль проводится в ходе выездной или камеральной проверки, то у налоговой инспекции нет прав на проверку соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам. Это запрещено НК РФ (абз. 3 п. 1 ст. 105.17). Но фактор цены, механизм и принцип ее формирования являются неотъемлемой характеристикой самой услуги. Поэтому налоговики могут проверить прозрачность методологии формирования стоимости услуг, единообразие ее применения во всей МГК. Оценка размера расходов поставщика при этом не производится.
Акты об оказании услуг не должны быть шаблонными, иначе налоговики запросят иные сведения и документы, которые могли бы внести ясность в отношении вида, объема и содержания услуг.
Налоговая служба рекомендует принимать во внимание и деловую переписку, и электронную корреспонденцию, детализацию телефонных звонков, протоколы встреч, служебные записки и справки, табели учета рабочего времени, отчеты об оказанных услугах, включающие в себя презентации, распечатки из внутренних электронных систем налогоплательщика, распечатки электронного календаря, снимки экрана компьютера, перечень сотрудников контрагента, участвовавших в процессе оказания услуг, и перечень сотрудников налогоплательщика, участвовавших в приемке услуг, письменные пояснения и заверения сторон, функциональный анализ оказываемых услуг.
Перечня конкретных документов нет, поэтому можно представлять документы, оформленные в том числе в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого поставщиком услуг были произведены соответствующие расходы.
Не должно быть дублирования расходов.