С 31.07.2020 применяется новый порядок взыскания незначительных долгов перед ПФР. Федеральным законом от 20.07.20 № 237-ФЗ «пенсионщики» уполномочены обращаться в суд, в случае если общая сумма санкций превышает 3000 руб. А как быть, если штрафы копятся, но медленно? Скажем, требований несколько, осторожный страхователь все никак не допустит перехода порога в 3000 руб., а три года неумолимо приближаются к концу? Можно ли избежать ответственности? Ответы на этот и ряд иных вопросов читайте в нашем комментарии к закону № 237-ФЗ
Штрафы по страховым взносам: когда ПФР в суд пойдет?
И государство, и простые граждане заинтересованы в финансовой устойчивости обязательного социального страхования, в частности обязательного пенсионного страхования (ОПС). Стабильность системы ОПС обеспечивается различными правовыми средствами, одним из которых является финансовая ответственность плательщиков страховых взносов. Такая ответственность возникает, если нарушены правила уплаты страховых взносов, порядок представления отчетности и сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета.
Кто отвечает за нарушения
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах РФ, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории РФ иностранных гражданах и лицах без гражданства установлены Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В области персонифицированного учета действующим законодательством предусмотрено два различных субъекта правоотношений:
- страхователи (лица, признаваемые таковыми в соответствии с законом № 27-ФЗ (абз. 4 ст. 1) (организации, их обособленные подразделения, граждане, у которых работают работники по найму, и др.);
- должностные лица (руководитель, индивидуальный предприниматель и т. п.).
Суммы санкций
Так, за несоблюдение срока представления сведений к страхователю применяется штраф в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо. Пенсионщики взыщут в таком же размере штраф, если страхователь представил неполные и (или) недостоверные сведения (ч. 3 ст. 17 закона № 27-ФЗ). Если страхователи должны представлять сведения в электронном виде (при численности работающих 25 и более человек), то несоблюдение такими страхователями этого порядка обойдется уже штрафом 1000 рублей (ч. 4 ст. 17 закона № 27-ФЗ).
При выявлении ошибок (несоответствий) территориальный орган ПФР в адрес страхователя направляет уведомление. В течение пяти рабочих дней с момента получения такого уведомления страхователь обязан внести исправления в ранее представленные сведения, тем самым избежав применения финансовых санкций.
Если не внести исправления, территориальный орган ПФР вправе вынести решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения и направить страхователю требование об уплате финансовых санкций.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию территориальный орган ПФР взыскивает такие санкции в судебном порядке (ч. 17 ст. 17 закона № 27-ФЗ).
Как видим, суммы санкций незначительные, при этом ни порядок взыскания, ни сроки обращения в суд законом № 27-ФЗ не определены.
Это приводило к тому, что пенсионщики обращались в арбитражные суды с заявлениями о выдаче судебных приказов по каждой финансовой санкции, существенная часть которых – штрафы по 500 рублей.
Это увеличивало нагрузку на суды, приводило к нерациональному использованию бюджетных средств при реализации государственных функций как территориальными органами ПФР, так и судами.
Процессуальные последствия глазами ВС РФ
Такие процессуальные последствия стали предметом внимания ВС РФ.
В обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2019) (утв. Президиумом ВС РФ 17.07.2019) высшая судебная инстанция ответила на вопрос, при соблюдении каких условий арбитражный суд рассмотрит в порядке приказного производства требование территориального органа ПФР о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя финансовых санкций.
Отвечая на этот вопрос, ВС РФ подчеркнул следующее.
Положения закона № 27-ФЗ относятся к составной части законодательства РФ об ОПС. Статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на ОПС, в том числе в части осуществления контроля их уплаты, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах. А раз так, то на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 закона № 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах. Исключение составляют случаи, когда порядок и сроки взыскания закреплены непосредственно законодательством об ОПС.
А что же сказано насчет взыскания санкций в НК РФ?
Как известно, процедура принудительного взыскания недоимок, штрафов и пеней с организаций (ИП) установлена статьей 46 НК РФ. Но эта норма не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа.
А вот порядок взыскания соответствующих сумм с физических лиц выделен в специальную статью 48 НК РФ. В этой статье (п. 1–3) указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3000 рублей. Но подать заявление надо не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности. В обзоре ВС РФ акцентировал внимание на принципе равенства всех перед законом и судом, а также отметил универсальность воли законодателя в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности. Поэтому высшая судебная инстанция сочла, что допустимо взыскивать финансовые санкции с организаций и индивидуальных предпринимателей по аналогии с взысканием санкций с граждан.
Процессуальные нормы допускают выдачу судебного приказа по делам о взыскании обязательных платежей и санкций. Правда при условии, что указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 000 рублей (ч. 3 ст. 229.2 АПК РФ).
Ответ суда на поставленный вопрос был такой: требования территориальных органов ПФР о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии следующих условий:
- страхователь в установленный срок добровольно не исполнил требование об уплате финансовых санкций;
- накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3000 рублей, но не превышает 100 000 рублей.
При несоблюдении данных условий арбитражный суд должен отказать в принятии заявления о выдаче судебного приказа (п. 1 ч. 3 ст. 229.4 АПК РФ).
О лимите долга
Принимая закон № 237-ФЗ, законодатель учел позицию ВС РФ, и она обрела норму закона.
Статья 17 закона № 27-ФЗ дополнена тремя частями.
Согласно вновь введенным частям 18–20 статьи 17 закона № 27-ФЗ территориальный орган ПФР может обратиться в суд с заявлением о взыскании долга по санкциям, если сумма долга превышает 3000 рублей. Меньшую сумму ПФР взыскивает также через суд, если лимит не был превышен в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки. В этом случае ПФР пойдет в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Если в течение трех лет долг по санкциям превысит 3000 рублей, пенсионщики вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Управление ПФР провело проверку организации и выявило, что она представила неполные и недостоверные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. По результатам проверки был составлен акт и вынесено решение о привлечении организации к ответственности (ст. 17 закона № 27-ФЗ) в виде взыскания санкции в сумме 500 руб. Организации 01.09.2020 было предъявлено требование об уплате санкций, которое она в добровольном порядке не исполнила. Управление ПФР в 2020 году не смогло взыскать сумму долга в судебном порядке, так как она не превышала 3000 руб. Факт еще одного, аналогичного нарушения был зафиксирован в 2021 году. При этом в решении, датированном 22.03.2021, на организацию был наложен штраф в размере 3000 руб., который она также добровольно не уплатила. В этом случае управление ПФР сможет обратиться в суд с заявлением о взыскании долга в течение шести месяцев после 22.03.2021.
Внимание: новая инструкция
Отметим еще одно новшество, не связанное с законом № 237-ФЗ, но касающееся представления сведений в ПФР. Новация связана с началом действия инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (утв. приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н).
Этой инструкцией (абз. 4 п. 40) установлено, что в случае, когда страхователь сдает дополняющую форму СЗВ-М к ранее представленным сведениям и срок представления этих сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 закона № 27-ФЗ – 500 рублей за каждое лицо, не указанное в первичном отчете.
Административная ответственность должностных лиц
В настоящее время для должностных лиц предусмотрена административная ответственность за несвоевременное представление сведений об индивидуальном персонифицированном учете, а также их представление в неполном объеме или искаженном виде либо отказ от их представления. За такое нарушение может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб. (примечание к ст. 2.4, ст. 15.33.2 КоАП РФ).
В связи с введением электронных трудовых книжек с 01.01.2021 штраф на должностных лиц организации за несвоевременное представление СЗВ-ТД, а также за сдачу СЗВ-ТД с неполными и (или) недостоверными данными составит от 300 до 500 руб.
Соответствующие дополнения внесены в КоАП РФ (ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ) и вступят в силу 01.01.2021 (п. 2 ст. 2 закона от 01.04.2020 № 90-ФЗ).