В информационном сообщении от 24.02.2021 № ИС-учет-32 Минфин России пояснил особенности раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.
Разъяснения обусловлены началом действия с 27.02.2021 изменений, внесенных приказом Минфина России от 27.11.2020 № 287н в четыре положения по бухгалтерскому учету, касающихся:
-
доходов организаций (ПБУ 9/99) (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
-
информации о связанных сторонах (ПБУ 11/2008) (утв. приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н);
-
учета договоров строительного подряда (ПБУ 2/2008) (утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
-
информации по сегментам (ПБУ 12/2010) (утв. приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н).
Внесенные в перечисленные документы изменения призваны снизить риски, возникающие при раскрытии организацией в бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО) той или иной детализированной информации. Речь идет о конкретике, которая может привести к экономическим потерям или негативно отразиться на деловой репутации организации, ее контрагентов или связанных с ней сторон.
В каких ситуациях допустимы ограничения? Какие организации могут ими воспользоваться? Что следует понимать под раскрытием информации в ограниченном объеме? Ответам на эти вопросы финансовое ведомство посвятило информационное сообщение ИС-учет-32.
Обязательность раскрытия сведений
Начнем с того, что БФО призвана достоверно отражать:
-
финансовое положение экономического субъекта на отчетную дату;
-
финансовый результат его деятельности и движение денежных средств за отчетный период.
Эти сведения необходимы пользователям БФО для принятия экономических решений (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В отношении БФО не может быть установлен режим коммерческой тайны (ч. 13 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Режим конфиденциальности информации позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Режим коммерческой тайны нельзя установить в отношении сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами (п. 11 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
Обязательные экземпляры БФО вместе с аудиторскими заключениями составляют государственный информационный ресурс (ГИР БО). К этому ресурсу обеспечен доступ заинтересованным лицам. Ограничения на доступ действуют лишь в целях сохранения государственной тайны, а также для случаев и лиц, установленных Правительством РФ (ч. 3 ст. 18 закона № 402-ФЗ).
Таким образом, с 2020 года любая организация имеет доступ к сведениям о финансовой деятельности своих контрагентов из официального информационного ресурса.
В ГИР БО не включена бухгалтерская отчетность:
- организаций государственного сектора (информацию можно найти на сайте Федерального казначейства России)
- Банка России (информацию о банках, кредитной или финансовой организации можно проверить на странице сайта Банка России)
- религиозных организаций. Для некоммерческих организаций, являющихся религиозными, приказом Росстата от 15.10.2020 № 636утверждена и введена в действие с отчетности за 2020 год годовая форма федерального статистического наблюдения (ФСН) № 1-СОНКО (Р) «Сведения о деятельности религиозной организации», а также даны указания по ее заполнению.
- в случае их существенности;
-
если без знания о них заинтересованные пользователи не могут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности.
Если каждый из перечисленных показателей несущественен для оценки, такие показатели можно приводить в бухгалтерском балансе или отчете о финансовых результатах общей суммой. Но при этом информацию о таких показателях следует раскрывать в пояснениях.
Стремясь сделать отчетность достоверной, прозрачной и доступной, нужно не забывать и о другом принципе – «не навреди». Минфин призывает быть осмотрительными, определяя степень детализации показателей отчетности, соответствующей требованиям ПБУ 9/99, ПБУ 11/2008, ПБУ 2/2008 и ПБУ 12/2010. Детальное раскрытие информации не должно ухудшать деловую репутацию как самой компании, так и связанных с ней сторон и контрагентов. В качестве примера финансисты приводят ситуацию, когда отчитывающаяся компания может пострадать от ограничительных мер иностранного государства (объединения, союза и (или) учреждения иностранного государства), поставить под удар своих контрагентов.
В подобной ситуации Минфин России допускает ограниченное раскрытие информации.
Случаи допустимого ограничения
Информацией в ограниченном объеме считается информация, которая приводится в отчетности, но без сведений, которые обусловливают потери экономического характера и (или) урон деловой репутации организации, и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон.
Так, ПБУ 9/99 (подп. «а» п. 19) требует дополнительно пояснять порядок признания выручки организации, в том числе выручки, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами. Но при необходимости можно минимизировать информацию о выручке, полученной по таким договорам. Допустимо не указывать сведения об организациях, на которые приходится основная часть выручки, полученной по таким договорам.
В предусмотренном ПБУ 11/2008 объеме можно раскрывать информацию по группе связанных сторон, а сведения по каждой связанной стороне свести к минимуму.
По правилам ПБУ 2/2008 в бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать по каждому не завершенному на отчетную дату договору следующую информацию:
-
об общей сумме понесенных расходов и признанных прибылей (за вычетом признанных убытков);
-
о суммах полученной предварительной оплаты, авансов, задатка;
-
о суммах за выполненные работы, не предъявленные заказчику до выполнения определенных условий или до устранения выявленных недостатков работы.
Вместо такой детализации организация может раскрыть информацию по совокупности договоров, не завершенных на отчетную дату.
В информации по сегментам в объеме, предусмотренном ПБУ 12/2010 (п. 31), можно не раскрывать сведения по каждому покупателю (заказчику). Речь идет о покупателях (заказчиках), выручка от продаж которым составляет не менее 10 % общей выручки от продаж. ПБУ 12/2010 требует раскрывать исчерпывающую информацию о наименовании покупателя (заказчика), общей величине выручки от продаж такому покупателю (заказчику), наименовании отчетного сегмента (отчетных сегментов), к которому относится данная выручка). Но если такие подробности чреваты экономическими потерями для организации, ее контрагентов и связанных сторон, такие сведения можно не раскрывать.
В каждом из перечисленных случаев допустимого ограничения объема раскрываемой информации организация должна указать причины, по которым более подробная информация не раскрывается.
Минфин подчеркнул, что в приказе № 287н речь идет лишь об ограничении объема раскрываемой информации, а не об исключении информации из отчетности в полном объеме.
Руководство отчитывающейся организации принимает решения:
-
о наличии ситуаций, требующих ограничения информации;
-
об информации, которая раскрывается в ограниченном объеме, и о степени такого ограничения.
Обоснованность раскрытия информации в ограниченном объеме, допустимость степени ограничения должен подтвердить независимый аудитор. В ПАО данный вопрос должен быть рассмотрен комитетом по аудиту совета директоров (наблюдательным советом).