Правительство РФ продлило мораторий на запланированные проверки до конца 2021 года. В текущим пандемических условиях это помогло большому количеству ИП остаться «при делах».
Но в список, на который был наложен мораторий попали и УК, обслуживающие МКД. И в результате некоторые УК просто перестали нормально функционировать и работать.
По данным СМИ, в Ростовской области люди были вынуждены обращаться к губернатору, потому что УК не выполняют свои прямые обязанности пользуясь защитой моратория. Госжилинспекция оказалась бессильна перед мораторием. Ни устроить проверку, ни выдать предписание инспекция не может.
Также в Чите канализационный слив затапливает подвал большого дома, а УК ничего не предпринимает уже полгода, а на Колыме местные УК ничего не могут поделать с мусором и поэтому площадки для отходов превращаются в концентрированный рассадник инфекции и заразы.
Проблема недобропорядочных УК совершенно очевидна. Большие компании заинтересованы в поддержке своих статуса и репутации для заключения взаимовыгодных долгосрочных контрактов, такие компании располагают ресурсами для решения различного рода проблем и непредвиденных ситуаций. Сложнее дела обстоят с небольшими и не очень известными фирмами, так как у них зачастую нет бюджетов на нормированное обслуживание жилых домов.
Например, компания «Юнисервис» несколько лет назад входила в ГК «ИНТЕКО», она была признана лучшей УК Москвы по версии АКОН. А вот после переформировании начались проблемы.
По данным СМИ, в прошлом году «Юнисервис» накопил 35 миллионов рублей долга перед МОЭК. МОЭК хотела оборвать поставки в апартаменты на Ленинградском проспекте и дома на Волоколамском шоссе и Живописной улице. Проблема была решена без применения радикальных мер.
В данный момент скандал образуется с компанией «Маторин», она управляет и проводит тех.обслуживание объектов недвижимости по Москве и регионам.
На своем официальном сайте эта компания заявляет, что она является надежным и хорошим сервисом по обслуживанию и управлению недвижимостью. Но на деле все явно по-другому.
По словам самих жителей их элитные дома обслуживают чуть ли не хуже, чем обычное муниципальное жилье. Это наводит на мысль, что компания просто неспособна обслужить такие большие объекты со сложной инфраструктурой (дома бизнес-класса и элиткласса) и что вскоре эти объекты скатятся на уровень неблагоустроенных районов с антисанитарией.
Естественно, в судах скопилось много дел на компанию по причине недобросовестного выполнения своих обязанностей. Например, тот же МОЭК затребовал 13 миллионов рублей долга с «Маторина», потому что УК отказывалась платить за поставки воды в прошлом году.
Суд первой инстанции обязал компанию выплатить долг. «Маторин» не только не выплатил долг, но и попытался оспорить решение суда. Данная попытка не увенчалась успехом и 2 марта суд вынес решение о правоте МОЭК.
У «Маторина» идет суд с ООО «Специализированный застройщик "Мартемьяново», потому что «Маторин» не хочет выплачивать 35 миллионов рублей за поставленную теплоэнергию. Также компания судится с Мосводканалом и рядом других предприятий.
Временами, «Маторин» погашает долги, оплачивает пошлины и неустойки (за счет своих клиентов), но при этом не перестают поступать свежие жалобы. На этот раз уже Мосэнергосбыт пожаловалась на постоянные задержки выплат размером несколько десятков миллионов рублей.
На сегодняшний день на компании «Маторин-РУК» и «МСК-Групп» (один руководитель с «Маториным») подано судебных исков на сумму размером 400 миллионов рублей.
В связи с этим возникает вопрос: «Почему компания, которая так заботится о своей репутации и заявляет о себе как о «надежном» поставщике услуг не платит по своим долговым счетам? Или просто не имеет возможности?».
По словам специалистов, если компания не может своевременно погасить свои текущие расходы, то она не может исправно вести обслуживающую деятельность домов и их инфраструктуры. И проблемы с инженерной инфраструктурой могут быть не видны на первый взгляд, но в последствии они становятся «бомбой замедленного действия», которая может привести к неблагоприятным последствиям вплоть до несчастных случаев.
УК «Маторин» обслуживает много ЖК, например, «Фили Град», «Сердце Столицы», «Миракс Парк», «Суббота». И все они возможно под угрозой, потому что количество проживающих составляет десятки тысяч человек.
ЖКХ является очень сложной сферой и все ее проблемы невозможно решить одним всеобъемлющим законом, особенно в период пандемии. Возможно, органам контроля и надзора следует более оперативно реагировать и работать на упреждение несчастных случаев.
Тот же «Маторин» погряз в долгах и проблемах, а страдают от этого все, начиная от компаний-поставщиков и заканчивая жителями МКД. Для того, чтобы сделать выводы не нужно ждать банкротства компании или какого-нибудь трагического события. В нынешнее время все и так устали от социальной напряженности и дополнительное создание неблагоустроенности только ухудшает ситуацию. Тем более, что у федеральных органов есть все возможности и полномочия оперативного реагирования на подобные сигналы.