Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) считает, что есть необходимость полной цифровизации процесса регулирования тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Что конкретно это дает и каким образом цифровизация проходит сейчас, об этом и пойдет речь далее.
В сферах теплового снабжения, водного снабжения и водного отведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (вывозом мусора и переработкой мусора) и электрической энергетики регулируемая деятельность ведется свыше 28,5 тысячами организаций, для которых органы регионов каждый год принимают больше 71 тысячи решений по тарифам. В Федеральной антимонопольной службы (ФАС) проверку обоснованности тарифов проверяют где-то 25 человек, не больше. Соответственно, на каждого из данных 25 человек, в среднем, в месяц приходится по 236 решений по тарифам, необходимых для тщательного и внимательного анализа на предмет обоснованности.
Цифровой формат установления тарифов видится так: происходит подача тарифных заявок ресурсоснабжающих организаций в электронной форме. Аналогично происходит формирование экспертных заключений органов регулирования. Далее идет автоматический расчет эталонных тарифов на ресурсы жилищно-коммунального хозяйства, и базируясь на заданных параметрах происходит формирование расчета стандартизированных ставок на тарифы на подключение к сетям теплового снабжения, водного снабжения и водного отведения.
В апреле 2021 года служба провела презентацию единой формы экспертных заключений и тарифных заявок, которые были разработана Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России. Они позволяют в режиме реального времени вести отслеживание параметров решений по тарифам, которые предлагают эксперты органа регулирования для утверждения, и на предварительном этапе убирать явные нарушения законодательства. На данный момент, уже подготовлены изменения в Правила регулирования тарифов.
Заключения экспертов и заявки по тарифам организаций будут в электронном формате загружены через нашу электронную платформу. Это является очень важным шагом по обеспечению цифровой трансформации регулирования тарифов как одной из приоритетных задач Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России на ближайшие несколько лет. На данный момент у этих документов нет установленной формы. Они могут не иметь соответствия законодательству в части подробной детализации оснований для учитывания в тарифе каждой затратной статьи. Такие вещи затрудняют работу органов контроля и ставят под сомнение экономическое обоснование как отдельных затратных статей в организационном тарифе, так и правильность установки тарифа в целом.
С начала марта 2021 года начал свою работу «федеральный тарифный светофор», автоматически анализирующий ошибки регулирующих органов регионов при установке тарифов. Заполняются электронные шаблоны-таблицы с параметрами решения по тарифам, а система красным цветом выделяет ошибочные значения, зеленым цветом выделяет правильные значения. К 14 июля 2021 года «светофор» позволил произвести отмену на предварительном этапе примерно 40 решений по тарифам. На данный момент у него есть возможность проводить анализирования по 10 параметрам, а к 2023 году будет возможность анализирования тарифных решений уже по 100 параметрам.
С одной стороны, автоматизация, в отсутствии необходимости через запрашивание документов или через выездные проверки с анализированием решений по тарифам: сразу видно, имеются ли там данные, которые не соответствуют ограничениям или методическим рекомендациям. С другой стороны, профилактика для того, чтобы количество нарушений уменьшалось.
Однако, цифровизация имеет возможность сокращать расходы по операциям, немного расходы на персонал, расходы на почту, которые связаны с установкой тарифов. Во время внедрения эталонов или цифровизации процесса возможно задействование меньшего количества людей на выполнение типовых задач, соответственно, повышая производительность своего труда.
Цифровизация не должна приводить к повышению тарифов. В течении первого этапа автоматизация абсолютно разных процессов зачастую очень затратна, так как необходима разработка новых ИТ-решений, к примеру, создание некоторых цифровых платформ и/или сервисов. Расчет идет на то, что механизм, который на данный момент проходит внедрение, не будет требовать колоссальных затрат, но значимо может экономить время и ресурсы абсолютно всех процессуальных участников, в число которых входят регулируемые компании и тарифные органы субъектов. Цифровизация добавляет прозрачность решениям по тарифам, обосновывает величину этих тарифов. У граждан будет больше доверие к решениям, принятым властями, которые направлены на улучшение качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.